5. КОМПОЗИЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: Art-студия

1. Композиционный Центр 
Организация образного пространства – первое, что нужно сделать любому художнику для выражения идеи – до всякого вступления в процесс.  
Выражением идеи является центральное изображение – изображение, находящееся в центре. Способов формирования центра достаточно много: 1. размер фигуры 2. цветовой контраст 3. узловое положение фигуры – когда к небольшой по размеру фигуре сходятся нити связей 4. яркое светлое пятно (как правило, в пейзаже).   
Никакие авангардные поиски не изменили такого положения вещей, работая над вариантами овладения центра картины. Даже формы смещения центра были смещениями сделаного центра, поскольку любое смещение центральной фигуры из центра значимо. То есть сначала центр делается, а потом смещается. Изображение, например, бога в верхнем углу имеет не логику смещения центра, а логику создания-смещения: сначала Бог выделен, а потом смещён. Просто центр перемещается к углу, имя все признаки центра.  
Пропорции центра зависят от замысла картины. Если это потрет, то может и 5/6 всего полотна, если жанровая картина, куда нужно поместить другое лицо – то пропорции моментально меняются.  
 
2. Центр в положении формата   
Проблема расположения центра зависит от расположения формата картины - горизонтального или вертикального. Положение формата имеет значение. Напомним, любая вертикаль – готична, призывна, эмоциональна, любая горизонталь – успокоительна, лирична, пейзажна, рефлексивна. Это значит замысел может «играть» в зависимости от столкновения двух центров – фактического и композиционного: если композиционный центр выше фактического, то это картина вдохновения, если ниже – трагизма. То же самое касается и горизонтального положения формата – если центр ниже центральной линии горизонта – высокий смысл, ниже – горький. Если возникают два центра, то это уже будет сюжетная жанровая коллизия.  
    

Центральная композиция – первая «говорящая» часть картины, которая требует внятного продумывания. Если художник не включает смысл в изображение, если собирается «размазать смыслы по всему полотну, призывая, как говорят, вдуматься вместе с художником, это будет уже шифровка, а не образная система. Такой подход – выбор художника, но надо помнить, что картина питает эмоции, а не требует дешифратора.  

Организация образов вокруг центра – классическая традиция, от которой можно отойти, но с которой невозможно спорить: если вы хотите произвести впечатление, то без центра не обойтись. Любой другой вариант усложняет впечатление настолько, что может и оттолкнуть.

 

3. Центр и Панорама 
Панорама – дословно - полная рама (контур картины). Считается, что панорамность преодолевает центральность, но это заблуждение. Классическое панорамное произведение – репинское «Заседание государственного совета» (1903 г). Огромное даже для панорамы скопление однородно изображенных – где центр? Панорама. Однако если вглядеться, то центр в панораме будет налицо – только крупнее и - это группа министров в центре. И Репин делает цветовое смещение – от периферии к центру. Наличие периферии делает центр. Обратим внимание - цветовое пятно дает этот центр, а контраст затемнённого низа и высветленного верха, представленного колоннами, не оставляет сомнения, что центр есть. Несмотпереднем плане – он в центре (несмотря на смещение вправо) под портретом.
Можно взять менее классическую вещь – челябинского художника Якивца, создавшего панорамный кухонный натюрморт в однородной цветовой гамме и с моноразмерными предметами. Однако сразу можно показать, что контрастный белый подчёркивает массивный бордовый и зелёный в центре (кофеварка). Несмотря на полный охват предметами полотна, теневой контур играет на центр, показывая замысел: сладкий мир кофейного царства на кухне, с прямым намёком на сладкое в виде ярко-белых кусков сахара. Иронический жизнерадостный, светлый натюрморт любителя кофе читается именно в композиционно-цветовом решении.


Организация образного пространства зависит от степени желания шагнуть навстречу зрителю. Классическая композиция шаг навстречу, её демонтаж – шаг назад от зрителя. От этого решения зависит и результат: нет смысла тогда жаловаться на непонимание, если ты зашифровал замысел до неузнаваемости.  

 

Теги: Галерея Перевозчикова.