СТАТЬЯ 2. УНИКАЛЬНОСТЬ

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: Аукционный дом ПРАДА Галереи Перевозчикова

1. смысл уникальности

Первым признаком ценности является уникальность. В этом смысле рынок искусства – это рынок уникальностей.

Уникальность это не только единственность, неповторимость, совершенство, но и первичность и генетическая оригинальность.  Расшифруем эти позиции.

 

2. порядок единственности и редкости

Уникальность – единственность экземпляра. Рядоположенным уникальности может быть редкость – то есть малое количество экземпляров.

Уникальным может быть решительно все, но, как правило, уникальность не возникает в чистом виде – она, как правило, смешана с неуникальностью. Поэтому выделение уникальности и соотнесение её с неуникальностью - вопрос экспертизы. К примеру, уникальная вещь Черный квадрат Малевича давно уже вышел за пределы искусства, а стал уникальным примеров для количества страстных искусствоведческих споров. То есть «Квадрат» уже давно не произведение искусства – а уникальный прецедент эстетического и теоретического спора. Аналогов ему нет. Цена повышается по мере незавершенности споров.

Далее, уникальная история с кражей картины экспрессиониста Мунка «Крик» из галереи привела … к росту её цены. Видимо, кража создает дополнительное впечатление от потери уникальности: если кто-то крадёт, значит оно того стоит! Такие парадоксы тоже есть. Этого говорит о том, что уникальностью, влияющей на цену может быть решительно всё. Поэтому одна из задач искусствоведов – вскрыть эти уникальности и подать их на рынок.   

Художник Ткачёв сделал живой карандашный набросок немецкого дота. С натуры. Сколько уникального здесь? Эта война неповторима, дота уже нет, живой рисунок – не будет ни этого момента, ни этого художника в этом моменте.


Но уникальностью может быть и субъективность. Например,  великолепная вещь Прибытова о знаменитом Саткинстком контрасте – заводским, гудящим, пышущим железом и парами и церковью на берегу пруда, который автору этих строк запомнился с самого крохотного детства: когда в поездке в Сулею, проезжали через этот узкий перешеек по берегу между храмом и заводом, было совершенно мистическое ощущение – то, которое отражено в картине Прибытова, где изображен ребенок, будто  вступающий в реку времени, стоящий перед выбором, который у Прибытова отсутствует – он один из тех, кто взялся совместить умиротворяюще-светло-духовное и энергично-чёрно-индустриальное. Картина ложится на сакральное дно чувств меня, как конкретного человека и обрастает столькими воспоминаниями, что уникальность картины в соединении со свидетельством её становится необозримой.  

 

Есть и эпоха, которая востребует простенькое, делая его символом. Например, в эпоху борьбы цивилизаций возник рисунок Пикассо.

Никто не назовёт гениальным рисунок голубя Пикассо, первым из критиков которого был он сам, невысоко ценивший рисунок. Мило, но не более того. Но он стал брендом – символом, Голубем Мира. Так сколько стоит сейчас этот, в общем, обычный рисунок, ставший оригиналом для тысяч самых разных интерпретаций, песен, акций и проч.? Миллионы долларов. Всего лишь рисунок.   

 

Есть то, что может дать человеку уникальность – владение уникальной вещью. Но этим история может не закончиться. Никто особо не знал картину Уорхолла «Красный Ленин» – до той поры, пока её не купил Березовкий и не продал на аукционе перед самой смертью. Это расценили как знак примирения (Ленин всё-таки остаётся символом революции) с Путиным, а теперь эта картина умножила свою цену из-за этой интриги многократно. 

 

Теги: аукционный дом, Прибытов, Сулея