СТАТЬЯ 4. УНИКАЛЬНОСТЬ КАК СЛОЖНОСТЬ

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: Аукционный дом ПРАДА Галереи Перевозчикова

1.  
При оценке искусства вряд ли могут критерием стать параметры из других сфер деятельности, например, трудоёмкость или количество операций. Вряд ли кто будет считать трудодни, сколько художник отработал за мольбертом, сколько раз он поднёс кисть к холсту. Хотя иногда тонко прописанные, тщательно сделанные картины вызывают восторг, например, художественная вязь Филонова, сотни микронных черт которой создает оригинальный образ.
Однако эти критерии должны иметь выражение в картине. 
Один из вариантов критерия оценки – это сложность.
Рассмотрим это критерий на примере двух вещей саткинского художника из Галереи Перевозчикова Суханова.
Два портрета. На одном изображены бабушка и внучка. На другом - росчерк фигуры, скорее женской, чем мужской. Как определить стоимость, как оценить вещи? На какой критерий опереться?
Росчерк некоторые любители могут соотнести со знаменитым росчерком Модильяни, который дугой изобразил Анну Ахматову. Этот росчерк сейчас весьма недёшево стоит на аукционах. 
Но давайте иначе. Если бы этот росчерк не имел историю и соотнесен с оригиналом, и не был бы подписан автором, то мало кто узнал бы в росчерке Ахматову. Она неузнаваема, тогда что ценится, в чем прелесть простоты росчеркового стиля? Да, полет грифеля, да росчерк требует мастерства, да, пойман момент, да, мимолетный портрет, да, прелесть недосказанности но … мало примеров подобных. Как правило, художник идет по пути создания полноты образа и детализацией, то есть внесением всей суммы элементов, чтобы образ был полон и узнаваем.


Вот сухановский росчерк сидящей фигуры. Что обладает ценностью? Да, опять-таки мимолётность, опять-таки прелесть нерождённости, незаконченности, недетальности. Но можно ли назвать это, например,  портретом? Вряд ли. Даже возраст персонажа картины трудно определить. То есть росчерк все равно идет на грани недоделанности, незавершенности, эскизности, недосложения. Нет переданного выражения лица человека, его настроения, глубины характера.  

И вот другой пример: портрет бабушки с внучкой: при всех элементах композиционной недосказанности образ прописан детально: лицо, превращенное в сетку морщин временем, - тонкий постарался карандаш – бабушки и тонкие линии, прописи лица девочки. На переднем плане руки, которые дают не только характер человека, но и позволяет выходить к обобщениям – образ бабушки – это образ трудового поколения, которое видно по узловым, сильным, крепким рукам, стиснутым в замок, пестующих молодое чистое поколение.   

То есть сложность – это путь к обобщению – к тому, что росчерк, простота дать не может. А значит ценность сложного по определению больше.

 

2.

Сложность – это всегда сложение частей: только из многих частей может появиться полный образ. Если частей недостаточно, вещь непрописана, то это уже основание усомниться в ценности вещи.

Дело в том, что многие художники в эпоху модернизма стали наброски выдавать за законченные вещи, основываясь на том, что каждый его мазок ценен. Мол, экспрессия – и неважно, закончена вещь или нет. 

Сегодня времена меняются на этот счёт. Мало кто набросковость всё-таки принимает за искусство. И напротив: сложное, детальное создает сложный, а значит богатый, замысел – а от богатого замысла к ценности один шаг.

Сложность может быть нескольких видов:
1. цветовая
2. композиционная: по количеству фигур и предметов и проч.
3. штриховая, мазковая
4. пространственная

Соединение всего вместе даёт полноту сложений – уже не сложения элементов, а сложения художественных выражений. Оно заканчивает набор составляющих для оценки произведения.


Теги: уникальность, Суханов, сложность.