ЗА ЧТО 56 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ, ИЛИ В ЧЕМ ОЦЕНОЧНАЯ ЛОГИКА CHRISTIE'S?

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: Аукционный дом ПРАДА Галереи Перевозчикова

1. есть логика 

Когда мы критически оцениваем логику оценку самых известных аукционистов и задаем вопросы, на чем основана оценка никчемных абстракций? За ним следует вопрос: неужели на этом Christie's зарабатывают и неужели это пестуют?

 На самом деле мы на все вопросы имеем свою версию, но есть и несомненные вещи: у Christie's есть свои козыри и свои несомненные шедевры. Например, на торгах 14.05.2015 была продана за 56,2 миллиона долларов картина Люсьена Фрейда «Спящая социальная работница». 

Вообще шедевром картину можно назвать только после глубокого изучения вещи. Изображена обнаженная огромная рыхлая, неэстетичная женщина, потерявшая женские черты, запрокинувшая голову, будто во хмеле, во всяком случае, в беспамятстве. Непривлекательная, отталкивающая, почти отвратительная.   

Что же здесь ценного? Кто и зачем её купит?

Начинать понимание оценки нужно, пересекая изображение с названием. Мы выделим все слова: 1. спящая 2. социальная 3. работница. Налицо мощнейшая художественная сатира в традициях Ильи Репина, когда он изображал обычное явление, обычный портрет, но тот читался так, что не оставалось сомнений в отношении автора к герою. Это первое.

Второе, название сразу вело к обобщению и часто вызывало контрастное чувство. Например «Не ждали» - возвращение революционера из ссылки, конечно же, ждали все – радость на лицах говорит об этом. И в этом случае изображена не просто толстая женщина по имени, изображена целая служба – социальная в данном случае. И это меняет понимание картины. Перед нами возникает мощная сатира, в репинском же духе, социальной сферы государства, которая жирна, обрюзгла, спит в непотребном виде. Лично я более мощной картины критики социального начала как начала разлагающего человека, позволяющего ему жиреть, брюзгнуть, бездельничать, не припомню. Налицо идейная позиция, где нет ни грана абстракции и «чистого искусства».

Это уже политическая позиция, точнее, политическое обобщение, то есть измерение, расширяющее смыслы, а значит увеличивающего ценность картины. Дело в том, что мы привыкли, что социальность приветствуется. Эта картина говорит: не всеми и не везде. Есть и другие мнение: что социальность сродни паразитизму, которая расслабляет человека. Такова позиция западных консерваторов, которые не всегда могут высказать свою непопулярную позицию вслух. А вот в картине – пожалуйста.   

Такую картину с удовольствием купит любой активный капиталист лет восьмидесяти, работающий до седин, как вол, и скажет: вот моё понимание вашей социальной политики – и превратит картину в плакат. И, надо вспомнить, иногда картины плакатного свойства, точнее, переходящие в плакаты, имели огромную политическую и идейную роль. Те же «Бурлаки» Репина и «Тройка» Перова. Сколько сейчас они стоят, несмотря на не очень выдающиеся художественные свойства? Очень приличные деньги.  

Так что цена в 56 миллионов долларов как раз в этом случае вполне обоснована.

2.

Логика оценки таких аукционных монстров, как Christie's, своя. Она строится зачастую на игре цен, но в каждой игре, как известно есть правила. И у них есть свои правила: с какой-нибудь вещью можно поиграть, поэкспериментировать ценой, полукавить и продать пятно с брызгами миллионов за десять, но есть вещи, которые жёстко укладываются в правила оценки: вот это точно по правилам и стоит столько то. Объективно. Так что у Christie's есть и объективные, вполне логичные, продажи.   

 

            Теги: Аукционный дом Christie's.