ЭТИКА АУКЦИОНА

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: Аукционный дом ПРАДА Галереи Перевозчикова

Посмотрите внимательно на картину. Изображен замок на фоне гор. Довольно простая, но приличная акварелька. Теперь ответьте на вопрос: есть ли причина отвергать эту вещь для продажи на аукционе? Вроде бы ни с какой стороны. Никаких признаков. Если есть покупатель, почему не продать?
А покупатели есть. Более того, эта простенькая акварель «тянет» на 50 тысяч долларов. Странно, если отметить, что ничего особенного в ней нет. 
Но из-за этой картины и некоторых ещё разгорелся страшный скандал в аукционном мире.
Дело в том, что это картина Гитлера.
Эту и другие выставил немецкий аукционный дом WEIDLER.
Это вызвало негативную реакцию. Например, у режиссера Астрахана:
- На мой взгляд, такие вещи недопустимы. Понятно, что в свободной стране каждый может делать что захочет. Но с моральной точки зрения это просто дико. Я считаю, что любой интерес к подобным фигурам, кроме того, что они были палачами и принесли человечеству ужас и горе, неприемлем. Вдруг оказывается, что он там кого-то любил, что-то там рисовал... Лично я не хочу ничего об этом знать. Это омерзительно, когда таким фигурам пытаются придать человеческий облик. Я еще могу понять, когда немцы пытаются найти хоть какие-то оправдания, хоть как-то его обелить. Но когда кто-то начинают спекулировать на имени Гитлера, тем более зарабатывать деньги, этого я уже понять не могу. Да, он был человеком, но то, что он совершил, перечеркивает все человеческое.
 
Возникает интересная коллизия: коллекционирование, аукционная деятельность должна иметь запреты тогда, когда его суть собрать генофонд артефактов, по которым можно восстановить исторический процесс. Ведь коллекция это только собирание ценностей, но и исторического кода.
Но, с другой стороны, действительно, выставить известному аукционному дому и продать акварельку только за то, что её сделал Гитлер, значит – вывести имя Гитлера в новую современную реальность, её оценить (причём неплохо), вводя в оборот оценок. А если учесть, что художник Гитлер (пусть неуспешный) облагораживает Гитлера-репрессора, то возникает и эффект политической реабилитации. 
Есть проблема.
Вторая проблема – смежная. Есть картины, которые просто изображают Гитлера: в толпе солдат, со знаменем в руках (плакат) – то и их тоже можно выставлять на аукцион? 
Вот здесь вроде бы аукционисты единодушны: нет, это уже нельзя, пахнет пропагандой и тиражированием. Ведь эти вещи нужно будет отразить в каталогах, плакатах и проч.
Но тогда возникает следующая проблема – смежных артефактов, наприм, марок. Филателисты давно и успешно оборачивают марки третьего рейха, где Гитлер представлен по полной программе, причём давая несомненное увеличение в цене. Разумеется, марки и в каталогах, и в интернете – есть. Тогда почему марки можно выставлять на аукцион, а картины нельзя?   
Филателисты извернулись: они говорят: это марки не Гитлера, а знаки почтовой оплаты государства, на тот момент, признанное всем миром, это разные вещи.
Оно так, но изображение вот оно. 
 
Аукцион коммерческая площадка, где царствуют законы прибыли, но тогда как быть с этикой аукциона? И ведь Гитлером не ограничивается проблема: есть артефакты с Франко, Муссолини, Сталиным и проч. И коллекционеры знают: что сегодня проклинается – завтра может дорого стоить. Уж какой изверг был Тамерлан – живых детей лично на лошадях топтал до смерти, - сколько стоит кирпич из его мавзолея в Узбекистане? Цена есть. И есть история французского изверга – Наполеона, чрезвычайно популярного своими вещицами и изображениями на арт-рынке. И ничего. А ведь полный запрет на Наполеона был в Европе 30 лет! И ослабленный ещё семьдесят. И ничего. 
 
Как же быть и коллекционерам и аукционистам? Вводить ли этическое против коммерческого?