СИМВОЛИЗМ ЯКИВЦА

Печать

Автор: Арбатов П. Категория: Якивец

Когда вещи обретают несвойственный коннект меняются в размере то возникает символическое напряжение: художник хочет через вещи сказать о людях.
Это известное положение искушало многих художников. Многие стремились достичь этого эффекта – через вещь изобразить одушевленный мир, через изменение пропорций зашифровать неведомые смыслы. Многие пытались и … не смогли.
Дело в том, что символическая вещь должна сохранить признаки именно вещи, а не превращается в мультипликативную реальность, которую в своих рисунках могут освоить и дети. Без всякого символизма. Поэтому не всегда попытки через предметный мир открыть новые реальности осуществляются. 
Есть картины, которые с первого взгляда создают напряжение чувств и сознания одновременно – чувство приковывается. А сознание работает: вроде бы все обычно, но на деле увеличивается объём смыслов. Почему?
В картине Якивца бросается сразу мощный центральный «персонаж» - спаянные, слитые воедино свечи. Сознание не сразу понимает, что свечи огромного размера – явно преувеличенны. Притом их много для одно места – стола, они явно не предназначены для освещения темноты. Тут что-то другое. Притом ясно видно, что в них до сих пор горит внутренний свет – настолько живо трепещет в них внутренний огонь. Тогда что же это?
 
Свечи – древнейшее изобретение человечества, но только в христианскую эпоху они стали иметь особое значение, поскольку в церкви ставятся свечи за упокой души умершего и до сих пор горячо любимого человека. Это – живая память. И огонь, как символ жизни оживлял воспоминания и создавал эффект ответа человеку язычками огня. Поэтому перед нами не свечи – круг друзей, которые собрались за столом в воспоминании художника. Об этом говорит стол, на котором осталась стоять турка для кофе. Турка размерами не для одного человека, а скорее, для шестерых – как раз по количеству свечей. Свечи погашены – но внутри их горит свет – память жива. Цветы, стоящие на полу, тоже живы, они свидетельствуют.   
 
Картина разделена на два пространства: одно – мастерской, другое – город, переходящий в небо. Границы, стены между этими пространствами нет. А это значит, что друзья, уйдя в другой мир, возвращаются обратно и сидят вместе за столом, слитые, спаянные вместе – ведь несмотря на индивидуальность, разную историю, «возраст»  отношений – по размеру свечей, они вместе сплавлены в основе, в сути своей.  
Они не просто собрались – они слушают музыку – на столе любимая пластинка, виниловая, такая же памятная, как и многое другое вокруг. Она, пластика, как колесо сансары, подчёркивает вечность бытия и незыблемость перерождения. Но свечи – это не от сансары – это он нас: никакая сансара не поможет, если ты забыл о своих друзьях, которые были частью твоей жизни, даже если они ушли, даже если они превратились в свечи на столе. 
 
Видно, что художник долго думал над этим холстом. Был момент, когда свечи горели. Но черное пятно на фоне свидетельствует, что художник их «потушил», несомненно усилив вещь монументальностью смысла, покоя, и высокости вещи.
 
Перед нами, несомненно, одна из самых мощных картин художника. 
 
Теги: Якивец, творение,