ЯКИВЕЦ. ОТ ОБОБЩЁННОГО МАЗКА К СИМВОЛУ

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: Якивец

1. читать
Когда узнаешь художника, начинаешь его «читать» иначе, глубже. Когда становится понятно, что композиционное решение – не случайно, что мазок - это не «описка» кисти, а твёрдое решение, то начинаешь понимать, насколько много можно выразить идей даже в пейзаже.   
 
2. камни стремятся в небо
Считалось, что пейзаж передает и поднимает эмоции. Но есть художники, которые научились через пейзажи передавать идеи.  
Но это не так просто. Ведь для того, чтобы дать идеи – нужно их проявление, в сюжете картины, нужно в некотором смысле оживить, сделать антропоморфными явления природы. Но не только. Чтобы антропоморфы ожили, нужна и ещё и сюжетная динамика картины. Но как её дать? 
В картине Якивца «К Небу» (1986 г.) динамика создаётся созданием трёх планов, которые начинают композиционный «диалог»:1. Передний (камни, «выходящие» из травы), 2. Средний (сопка, окрашенная солнцем), 3. Задний план (Небо с облаками).
Сразу отметим, что цветовая динамка придаёт действенность  - от «приземленного» зеленого цвета переднего плана к розовому и «зовущему» голубому. В этом контексте Камни, композиционные «главные герои» картины в силу центрального положения вписаны в общую динамическую основу. 
То есть Якивец добивается сначала «оживления» общей композиции путём цветовой динамизации.  
Динамизация дает интересный эффект – неподвижность, воплощённая в камне, начинает двигаться, оставаясь в покое! При этом цветовое решение камней, - камни не черны, а высвечены, - создаёт удивительный эффект выделения, различения, отличения, и в конечном итоге, обналичивания камней! Рождаются лица. Из вроде бы мёртвой материи, которая всегда выражалась в камне появляются лица. Обратим внимание, как камни становятся разными по характеру: вот тот, кто устал идти в гору, лёг и умер,  а вот молодые, бодрые, поднимающиеся в гору, не боящиеся заглянуть в лицо Небу! И вот уже самый молодой и «зубастый» вышел к простору – и обернувшись, зовет собратьев к восхождению! Удивительный эффект! 
Но это не все. Вот стоят ободранные ветрами, неурядицами деревца. Им плохо, они пострадали от бурь, потеряли крону, нарос горб от тяжести жизни – они согбенно вопрошают к молодым камням – куда стремишься? впереди только тяготы и страдания! Тягостный темно-зеленый, потухший цвет деревьев, лапы, пытающиеся остановить дерзость камней, явно дают понять, что перед нами драма поколений, - тема, которая волновала Якивца всю творческую жизнь и обострилась именно в момент начала слома СССР – 1986 год! И позиция автора тоже ясна: ломаные деревья композиционно даны без вершины, без «головы». Они отталкивают молодые деревца от камней, показывая на того, кто решился и остался в одиночестве, замёрз, усох – мол, смотрите, чем заканчивается дерзость! Но камни поддерживают «дерзеца», беря его в свой круг.
Мастерски сделано.  
 
Вообще идея для времен перестройки очень мощная: даже камни ожили и пошли на великие свершения, а ты, человек, что же? Даже мертвая материя ожила для возрождения, – а ты?
Картина несомненно входит в «золотой узел» творческого наследия Якивца.