МАГИЯ ИМЕНИ

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: Фехнер

Перед нами картина «ЧТЗ. Главный конвейер», написанная Дмитрием Федоровичем Фехнером в 1949-м. году. В центре композиции рабочий момент. Слева стоят конструктор и, скорее всего технолог. Конструктора сразу выделяет «цивильный пиджак» и логарифмическая линейка. Вообще-то, логарифмической линейкой на конвейере считать нечего. Все расчеты выполняются в конструкторском бюро, за столом. Однако художник «дал" в руки линейку, чтобы было понятно, что перед нами именно инженер, конструктор. В те годы логарифмическая линейка была серьезным инструментом расчетов и те, кто ею регулярно пользовались, считались интеллектуальной и технической элитой. Справа, скорее всего цеховой технолог. Поскольку они регулярно бывают на производстве,  решают какие-то вопросы, просто контролируют процесс, то и одежда у них соответствующая. Скорее всего, здесь возник какой-то серьезный вопрос и технологи пригласили в цех конструктора. А может быть идет освоение новой конструкции, внедряется какое-то новшество и конструктор пришел, чтобы на месте лично убедиться в правильности принятых решений. И пусть всё давно отработано на кульмане и в опытном производстве, конвейер имеет свои правила и очень строго судит за допущенные ошибки.
Главный конвейер – сердце машиностроительного завода. На него работают все остальные цеха. Сюда стекаются узлы и детали, чтобы соединившись, превратиться в трактор, автомобиль, а может быть танк. Художник сумел запечатлеть ритм конвейера. Непрерывный процесс рождения новых машин, которые пойдут работать на благо страны.
Человек искушенный сразу обратит внимание на эмблему, или, выражаясь современным языком, брендовый логотип на решетке радиатора трактора. В левом верхнем углу размещена буква «К». Но причем здесь «К»? Ведь это Челябинский Тракторный завод? Оказывается очень даже причем. С 6 октября 1941-го года по 20 июня 1958-го завод назывался «Челябинский Кировский завод», в годы Войны он входил в состав наркомата танковой промышленности СССР.
О том, почему Челябинский тракторный был назван Кировским заводом мне рассказала директор музея боевой и трудовой славы ЧТЗ Надежда Артемьевна Дида.
Летом 1941-го обстановка на фронтах Великой Отечественной складывалась очень тяжелая. Враг подбирался к Ленинграду. А Ленинграде тогда размещался основной завод по производству тяжелых танков КВ – Ленинградский Кировский завод. На Челябинском тракторном с декабря 1940-го также выпускались танки КВ. Поэтому было решено эвакуировать ЧКЗ в Челябинск. Понятно, что эвакуация проходила в тяжелых условиях. Понятно, что условия на новом месте тоже были тяжелыми. Бытовые условия, условия работы рабочих и служащих, прибывших на новое место были .. В общем, если сказать, тяжелыми, то не сказать ничего. Жили на квартирах и частных домах у местных жителей. В цехах холодно, а начиналась уральская осень. Не везде еще успели смонтировать крышу. Кто и когда первым высказался, что ладно, что трудно, но на завод бы на родной ходить …, не известно. Однако идея дошла до директора завода Зальцмана, а он уже подхватил идею и продвинул её на правительственном уровне. Так Челябинский тракторный стал Челябинским Кировским. Война породнила два индустриальных гиганта, два символа промышленной мощи СССР. И все послевоенные тракторы, выпущенные до 1958-го года, в том числе и изображенный на картине С-80, имеют букву «К» на решетке радиатора.
 
Теги: Фехнер, ЧТЗ, Челябинский Кировский, С-80, Болдырев.