НЕПРОСТАЯ СТИЛИСТИКА ЛИНОГРАВЮРЫ

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: Фехнер

Современные художники боятся сложных техник, полагая, к тому же, что эти техники менее выразительны, чем, к примеру, масло, темпера, акварель. Между тем, выразительные возможности, в частности, линогравюры, огромны. Во всяком случае, линогравюра «может» то, что не сможет масло.  
Конечно, Фехнер.
Признанный мастер линогравюры. Но этого мало – важно то, что он показал возможности линогравюры – от тонкого поэтического пейзажа до панорамного полотна.  
В каждой возможности есть свои ограничения. Но в чем исключительные возможности линогравюры?
Во-первых, элемент - это рельефная, замершая точка. Вместо мазка – жёсткий рельефный вырез, выемка, насечка. Что это даёт? Конечно, первое, что приходит в голову – непоэтичность, излишняя чёткость элемента, которая делает изображение слишком ходульным. Возникает эффект механистичности. Но в этом есть и преимущество: детальный рельеф.   
Вообще советская эпоха искала формы монументального изображения, перепробовав все выразительные формы. Но линогравюра с её цветовыми возможностями, показав эти возможности, осталась уникальной, потому что воспользоваться этими возможностями смогли только мастера - упорные почитатели линогравюры. Вырезать на линолеуме картину не у всех хватает терпения, а главное мастерства. А когда идёт цветная линогравюра, трудности увеличиваются. Но если владеть техникой, то монументальность даётся как вознаграждение.
Ведь как возникает монументальный эффект? Точка останавливает время. Само остановленное в изображении время и даёт монументальность. Это как чёткий рельефный стоп-кадр. Время остановилось. И отразилось в точности.
Для меня вот этот эффект остановленного, сфотографированного момента времени, где жизнь остановлена на мгновение и отражена в, пусть контурных, деталях ценен в линогравюре.  
И вот я думаю: почему сегодня нет линогравюры, почему она не почёте? И ответ приходит такой: а что можно и нужно остановить в моменте сегодня, чтобы отразить эпоху? Есть ли что достойное внимания? Если у Фехнера изображена металлургическая печь в огромном цехе – огромное, сложное, опасное, завораживающее, огненное явление, над которым колдует человек, который доказывает свою мощь, возвышаясь и управляя огнём, то что можно изобразить сегодня? Мало эпохального даёт сегодняшняя реальность: изобразить двоих коммерсантов, считающих купюры? Сразу возникает комический эффект.
До линогравюры эпоха должна дорасти. И если умирает линогравюра – значит просто не «зажила» эпоха, значит ничего не дала для памяти, значит ничего не заявила для монументальности. Линогравюра, получается, тест для эпохи.
Во-вторых, в технике линогравюры рельеф даёт ясность эпохи, понятность её – как констатацию факта. Действительно, в линогравюру пойдёт то, что уже стало достигнутым фактом, который как бы документируется. Создать документ эпохи и свидетельство – непростая задача, не всем, как говориться, по зубам.
 
Конечно, во всех линогравюрах Фехнера – от пейзажных вещей до титанических полотен – видится желание заставить замереть время, но не умертвить его. Поэтому множество стилистических приёмов используется для того, чтобы рельефность не стала чистой формой, а контур не перерос в условность. Для этого он прорабатывает детали так, чтобы они «разжимали» форму, чтобы вместе с композиционным решением они делали замерзшее время живым. 
Сегодня мало кто так может. Как сказал один мастер: шедевром иногда становится то, что больше никто не может повторить.