Екатеринбург
Екатеринбург
Екатеринбург
Екатеринбург
А
в
т
о
р
С. Федосеев
м
е
с
я
ц
а
Екатеринбург

 Главная   Концепция сайта   Миссия и стратегия Галереи   Поиск по сайту 
Эстетический анализ и экспертиза

Аукционный дом GROMADA Галереи Перевозчикова

Авторы

Якивец

Якивец

Ткачев

Ткачев

Черкасов

Черкасов

Фехнер

Фехнер

Витлиф

Витлиф

Суханов

Витлиф

С. Федосеев
С. Федосеев
С. Федосеев

Коммерческие выставки независимых художников

Публикации

Клуб меценатов

Студия art-литературы Artus

Студия art-экспертизы Artэкс

Art-HOLL

Art-HOLL

Рейтинг@Mail.ru

Импрессионизм давно прописался в уральском городке

Печать

Автор: Павел Большаков Категория: Суханов

Однажды, когда Белый дом в Москве осенью 1993 года взяли в плотное кольцо вооруженная милиция, мне удавалось ненадолго вырываться из бунтующего здания Верховного Совета РФ, чтобы просто подышать мирной жизнью, побродить по улочкам Арбата, поесть и попить кофе на бульварах Москвы. Безнадёга угнетала. В один из серых пасмурных дождливых дней я удалился на старый Арбат и никого там не увидел, кроме одного художника-копииста, который продавал большие полотна французских импрессионистов минувшего века. Картины стояли на асфальте вдоль каменной ограды окутанные полиэтиленом. И вдруг в моём угнетённом сознанием какой-то неизбежной потерей России, вспыхнули десятки солнц. Я неожиданно для себя осознал, что солнечный французский импрессионизм возродился для того, чтобы раскрасить нашу серую будничную жизнь миллионами тёплых мазков. И не важно – понимаешь ты сюжеты, манеру, стилистику далёких парижских салонов, или не принимаешь – жизнь вдруг приобретает смысл. Холодный осенний Арбат выветрился из сознания, и я в тот день долго и заворожено наблюдал искусство солнечных художников Франции.
На душе стало спокойней, захотелось жить и вернуться на Урал, где ждала беременная жена…
Через пять лет я уже сознательно пошёл посмотреть оригиналы французов на выставке из Лувра в Вашингтонской картинной галерее. И это уже не передать словами…
Такое же потрясение у меня случилось на минувшей неделе уже в родном Челябинске, когда с другом-поэтом Володей Курбатовым мы оказались в гостях у местного Третьякова: Николай Перевозчиков много лет собирает и скупает работы уральских талантливых художников. Недавно в газете «Танкоград» я прочитал о том, что к челябинскому коллекционеру вот так же, как мы, приходил русский писатель Захар Прилепин и был поражён творчеством наших земляков. Но про одного он сказал почти пророческую фразу: этот художник принадлежит миру, и я готов организовать его выставку в Нижнем Новгороде. Захара поразили работы художника из Сатки Александра Суханова.
 Меня они тоже восхитили на уровне открытия арбатских работ в роковом 93-м. Пришёл в тот день домой как заворожённый, открыл интернет и прочитал несколько откликов на его творчество.
Да… В своём Отечестве пророков нет. И не то, чтобы к нему были равнодушны. Нет, конечно. Челябинская галерея выставляла его, правда,  с перерывом в четверть века. Художники-коллеги всегда были на его стороне в самые тяжёлые периоды жизни. Его талант оценила и Москва в далёком 65-м, полвека назад, когда вручила диплом на всесоюзном вернисаже. И партийные функционеры активно ненавидели (как будь-то предчувствовали талант вне идеологии?) Суханова, когда в 70-х годах века минувшего гнобили его за стилистику французских импрессионистов, когда запретили его выставлять на выставках. И жена сожгла три тысячи его работ:  ревновала к мольберту? в порыве ненависти к вечной нищете?
…Александр рождён в самом сердце России – в уральском городке Сатка, в красивейшем месте планеты Земля – на территории  национального горного заповедника «Зюраткуль». Потомок купцов – строителей и архитекторов Сатки – появился на свет Божий, чтобы всю жизнь восхищаться окружающим миром древнейших Уральских гор. Он даже не стал учиться в художественном училище гигантского чужого мегаполиса – Свердловска: бросил. Тянуло к своим родным озёрам и лугам, к сиреневым туманам (только в Сатке бывают такие редкие туманы на нашей планете) и к земному раю, который по версии библии называется Иремель…
Вот такой человек в пятом классе на улице старой Сатки увидел настоящего художника с мольбертом. И решил рисовать. В 12 лет уже сделал в школе первую выставку рисунков. И с 12  лет до 70-ти пишет картины на чём придётся: на холсте, бумаге, картоне, на досках и зеркалах, на домотканых половиках и панбархате. Иногда с двух сторон, когда кончается забор и половики…
Порой, кажется, что такой художник будет писать как Репин: если отсохнет одна рука, продолжит – другой.
Почему Суханов не изменяет французскому импрессионизму? Когда б мы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…
Чем больше его угнетала жизнь, тем больше он погружался в палитру радуги, чтобы не сойти с ума от порой агрессивного равнодушия. Его тёзка Александр Грин писал свои «Алые паруса», когда за окном постреволюционного Питера умирали от голода или тифа. Он просто не хотел сойти с ума…
Но есть и более прозаическое объяснение любви к французским солнечным художникам. Тот уличный художник из глубокого детства – будущий народный художник СССР из Уфы тоже восхищался этой манерой письма: это был Борис Домашников. Именно он рекомендовал «гордого внука славян» в Свердловское художественное училище…
Когда в порыве отчаяния Александр Суханов надолго уехал жить на окраину любимого города, он в был в страшной депрессии. Но опять в его жизни появился художник из Златоуста – ценитель его редкого таланта – Юрий Азеев, который однажды приехал к Суханову и с порога скомандовал: "Давай тазик!". Потом расстегнул портфель, и в таз с грохотом посыпались тюбики краски: "По сравнению со Вселенной, ты пацан, начинай все сначала!"
И вновь – писал, писал и писал. С французами его роднит и тематика картин. Для парижан сюжеты в кафе, катание на лодках, пикники на природе, отдых в кругу семьи – это тоже бытовые сценки. В Сатке всё проще, но не менее живописнее: портреты соседей и жены, пейзажи улиц и лугов, озёр и речек. Главные герои его полотен – это обитатели повседневности: коровы и собаки, лошади и полуобнажённые красавицы,  полоскание белья и кормление ребёнка, свадьбы и похороны. Одно твёрдо знал Суханов: нет банальных сюжетов – есть небанальное воплощение.
И он опять искал, экспериментировал: пробовал акварель, карандаш, масло, акриловые краски, мелки. Иногда – от вдохновения, иногда – от нищеты, иногда просто от отчаяния…
Чем хороша провинция? Информация доходит годами и десятилетиями. Русская провинция консервирует всё самое лучшее: любовь к малой родине, восхищение красотой и неистребимое желание увековечить окружающий мир для потомков.
Европа и Америка сто лет спорит – кто из великих лучше (продаётся дороже), кто оригинальней (круче разрушает основы и мораль), кто современнее (прибивает гениталии аж к брусчатке Красной площади). А в Сатке одна вековая проблема: на чём и чем писать. Господь Бог каждый день выставляет в окне новые и новые пейзажи, а у живописца кончаются краски, холст, рамы и терпение…
Вот они – вечные проблемы русской провинции. Почти шекспировские ежедневные трагедии.
А в голове – миллионы композиций и мазков из спектра радуги складываются в потрясающие полотна импрессионизма, который сегодня законсервировался, наверное, только на Урале.
Недавно земляки отметили 70-летие Александра Суханова. Журналисты не балуют его вниманием, но и не забывают. Профессиональное сообщество живописцев приняли его в Союз художников РФ. Коллекционеры часто бывают в гостях и поддерживают семью художника своими покупками картин. Захар Прилепин собирается показать его «городу и миру».
Вроде бы всё сложилось в судьбе чудака из Сатки. Только задаёшься естественным в такой биографии вопросом: почему так поздно пришло признание? Сегодня все мысли художника – о шунтах на сердце, о ногах, которые отказываются подчиняться, о деньгах и о красках, которые так быстро заканчиваются именно у него…
И всё-таки…
Почему мы так равнодушны к талантам? И почему не бережём охранителей нравственной и духовной красоты?
Нет ответа. И, это печально…
Павел БОЛЬШАКОВ, член Союза журналистов РФ
P.S. Из множества картин Александра Суханова перед глазами уже вторую неделю стоит одна: портрет блокадной девочки, которую попросил написать умирающий друг-художник из Златоуста. Он пятилетним ребёнком потерял сестрёнку и пытался всю жизнь вспомнить её лик. А Суханов написал портрет взрослого ребёнка: страдающую, иконообразную девочку – с пронзительным, почти укоряющим взглядом за нашу вечную забывчивость… 
Получилась почти икона, на которую хочется молиться и просить прощения. Каждый день. И это из области ментальности русского человека: просить прощения за грехи, которые сам, возможно, и не совершал. В этом весь Александр Суханов – художник из Сатки.
ЗИМНИЙ СУХАНОВ

Если хотим понять глубину и значимость нашей зимы – надо приобщиться к фило-софским вещам Суханова: Зима – это не сон и не смерть природы – это её внут-ренняя суровая и чистая Жизнь.

НОВИЧЕНКО: ЖИЗНЬ ТИТАНОВ

Кто хочет вспомнить о наших предках титанах, пусть приобретет нашу постерную серию.

НАИВНАЯ СЕРИЯ ОЛЬГИ ВОРОБЬЕВОЙ - ДЛЯ ДУШИ

Если на душе тяжело, если есть потребность вспомнить о детстве, о снах и мечтах, сказках и сказочных городах и временах, то эта серия развеет тяжелые думы и восстановит покой в душе возращением мира наива и чистоты.

ХРАМОВАЯ СЕРИЯ

Все пути ведут к храму, но о пути нужно помнить всегда – и дома в том числе. Храмовая живопись поможет возвращать память о высшем нашем предназначении и пути уже дома. Не все поместят икону, не у всех она есть, но простая в виде изображения храма как памятка о Дороге к Храму пусть будет у всех.

СУХАНОВ: МНОГИЕ ВАМ ЛЕТА!

Прими Лето в свою душу – это время жизни, роста и плодотворения. Если есть печали – забыть пе-ред холстами великолепного Суханова!

СЕРИЯ ВИТЛИФ - РОМАНТИКАМ

Кто хочет жить, проникаясь духом возвышенного и романтического, тому нельзя пройти мимо оп-тимистических картин Владимира Витлифа!

КУЛЕВ СЕРИЯ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АФГАНЕ

Тем – кому нужно помнить…

Серия ФЕХНЕР «Челябинск Советский»

Только эти гравюры помогут нам окунуться в советское прошлое Челябинска. Предельная близость к натуре с одновременной поэтизацией города – это серия Фехнера о послевоенном Челябинске. Где мы еще можем увидеть среди бела дня лишь две машины и двух прохожих на Воровского?

Серия ЧЕРКАСОВ «ВОСПОМИНАНИЯ О ЛЕНИНГРАДЕ, или Столица Дождя»

Эта серия будет хорошим подарком тому, кто помнит и любит Ленинград ещё советских времен. Великолепно передан дух тайны, всегда царящей в Ленинграде – Санкт-Петербурге. Стиль «дождевой» графики подчеркивает особенность Питера – быть Российской Столицей Дождя.

Серия КУЛЕВ «Подарю Вам весну»

Если весна Вас ещё не радует, возьмите в свой дом серию Кулева о Весне – она придёт.

Серия «Ткачев – поэт коллективного прорыва»

Если вы хотите сказать себе и своей команде – ВМЕСТЕ – ВСЁ ОСИЛИМ – то поэтическая серия Ткачева вам будет в помощь!

БУКОЛИЧЕСКАЯ СЕРИЯ

Прекрасное дыхание почвы, шелест листа в разностилевых, а от этого обогащающих друг друга, серии картин, которые дадут Вашему Дому, офису не только стиль, но и дыхание настоящего искусства.

ЯКИВЕЦ. Серия SACRUM
Авторская серия

Тем, кто чувствует сакральное и хочет Свой Дом облагородить Вечным, нельзя пройти мимо этой серии

промарт Галереи – нашим промышленникам
серия НАВЕЧНО ГИГАНТЫ

Серия великолепно впишется в кабинет промышленника, создавая духоподъемное настроение для сотрудников
Выставка пром.плаката

Выставка ПромПлаката из коллекции Н. Перевозчикова

Видеорепортажи

Видеорепортажи

Art-кинотека Галереи
Art-кинотека Галереи

Art-кино

Art-студия

Фонотека Галереи

Песни на стихи Перевозчикова
Песни на стихи Перевозчикова

Библиотека Галереи
Библиотека Галереи


Фотохроника

Лица и краски

Люди и титулы

Вдохновись
искусством природы!

Изучи натуру