КВИНТЭССЕНЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКА

Печать

Автор: А.В.Болдырев Категория: Эстетический анализ и экспертиза

НАВЕЯНО КАРТИНОЙ Н.И.ЧЕРКАСОВА «ПУТИ-ДОРОГИ».

Пересечения человеческих судеб всегда воплощались в идее пересечения дорог. Сплетения человеческих судеб воплощались в идее узла. Николай Черкасов воплотил сплетение судеб в городской графике.

«Пробка под мостами в Ленинский район». Эта фраза знакома всем челябинским автомобилистам. Её часто произносят по радио, когда описывают ситуацию с автомобильными пробками на дорогах города. «Дорожная революция» коснулась большинства городских магистралей. Однако остались места, где расширить дороги врятли удастся. Одно из таких мест находится на стыке Тракторозаводского района и Ленинского, где в одной точке сходятся улица Рождественского, автодорога «Меридиан», Копейское шоссе. Здесь проходят трамвайные и троллейбусные маршруты. А рядом и над проходят железнодорожные пути, ведущие на ЧТЗ и «Станкомаш», на Екатеринбург, Каменск-Уральский и Москву. Передвинуть пути, переместить опоры мостов – задача из разряда невозможных. Поэтому и не удалось расширить здесь проезжую часть. Пока не построили путепровод в районе железнодорожного вокзала, это был единственный транспортный путь из центра Челябинска в Ленинский район и в Копейск. В общем, место из разряда напряженных в транспортном смысле. Это сейчас. А в середине 80-х там было относительно спокойнее.

Николай Иванович Черкасов практически всю свою трудовую жизнь посвятил Челябинскому тракторному заводу. Работал в проектном подразделении, зоной ответственности которого был генеральный план предприятия. Каждый новый цех, путепровод, тепловые и электрические линии, в общем, всё, что строилось на заводской территории, проходило через него. Любой, кто занимался проектированием, не важно, генеральный ли это план застройки участка в несколько гектар, или небольшой прибор, понимает, что когда рассчитываешь каждую мелочь, когда каждая деталь занимает свое точно определенное место, когда её форма вписана в жесткие рамки технических законов, нормативных документов, требований заказчика, начинаешь иначе чувствовать окружающий мир. Понимать взаимосвязи, чувствовать места концентрации энергии.

Видимо поэтому художник выбрал это место Челябинска, чтобы написать картину к 250-летию города. Ведь здесь не только пути сошлись в одну точку. Здесь встретились промышленность и жилые кварталы, многоэтажные дома и частный сектор, производство и быт. Посмотрите, вот слева административное здание завода «Станкомаш», прямо виднеется квартал «КБС», справа пасутся коровы и копаются в огородах люди. За спиной зрителя находится детский парк имени Терешковой. А по «Меридиану» едут грузовики, спешат в Ленинский район и обратно трамваи и троллейбусы. Электровоз тянет грузовой состав. Едут на велосипедах и идут пешком люди. Таков наш Челябинск. В нем тесно соседствуют промышленные гиганты и островки леса, современные дома и маленькие домики и всё это опутано паутиной железнодорожных и трамвайных путей, автомобильных дорог.

Часто нам нужно расшифровывать замысел художника. Многие считают это делом неблагодарным. Но если человек не сочтёт за труд вскрыть замысел художника, он может не открыть дополнительные смыслы в картине, которые сформируют даже стереоскопический эффект произведения.

Поэтому давайте трудиться вместе с художником над замыслом картины!   

 

Теги: Черкасов, живопись, «Пути-Дороги», Болдырев