РУКОТВОРНОЕ ЖЕРЛО ВУЛКАНА

Печать

Автор: Коновицын А. Категория: Эстетический анализ и экспертиза

Вулканы всегда вызывали в человеке мистический ужас: гора разверзает пасть и изрыгает море огня и лавы. Они и сейчас могут не оставить равнодушными неподготовленных людей, которые будут на них смотреть вживую. Вулканы до сих пор остаются символами природной стихии, разрушительной мощью наводящей ужас и страх.

Тысячи лет люди пытались справиться с этим страхом, но мало что получалось. Природа «задавала жару» до той поры, пока человек не научился создавать вулканы и заставлять их работать на себя, доказав Природе, что он не «тварь дрожащая». 

 

Доменные печи, мартены, по сути, рукотворные вулканы, они приручены, они - свои. 

Но сказать одно – как это показать?   

Уральский художник Ткачев в 1971 создал картину «Будни мартена» о рукотворении вулкана на Магнитке.   

 

Начнём с названия картины: огромное делается буднично. Это впечатляет, потому что творение огромного и опасного стало обычным делом. При этом главные героя – люди и мартен показаны как малое и огромное. Человек в зеве вулкана – как лилипуты в чаше циклопа. Это должно вызывать священный ужас, но люди работают в обычном режиме, создавая впечатление обычности грандиозного.

Композиционно подчеркивая это соотношение обычного и грандиозного, Ткачев делает зев мартена центром картины, - он настоящий герой картины. Зев полностью покрывает формат картины, сразу притягивая внимании на себя. Интересны композиционные нюансы - приспособления, которые напоминают протянутые к зеву вулкана руки. Но изображён мартен сверху, что подчёркивает его подчинённое положение. А уверенное поведение маленьких человечков внутри пасти вулкана окончательно делают его огромным, но смиренным.

Победительность человека даётся в цветовой гамме.

Зев вулкана всегда представлялся человеку исчадием ада, страшным, чёрным, исподним, источающим ужас местом, который представлялся, если не чёрным, то красным. Ткачев даёт изумительный цвет светлых тонов, где само жерло источает свет. В этом удивительная магия картины, дающая понять, что рукотворное огромное - светлого происхождения. По замыслу и воплощению человека.

 

Без художника многие не увидят и не поймут мощи человека и его мастерства, пока не увидят рукотворного мартена и не поймут, поразившись, что здесь будут кипеть тонны лавы металла и затем стекать по отводу, чтобы заполнить формы. Картина зовёт воображение представить тот накал страстей, в который погрузится мартен, когда его крохотные человечки вызовут к жизни.  

Именно этот накал страстей таит контраст. Именно сам контраст – светлого и темного - подчёркивает крадущуюся извне опасность, угрозу, которая, несмотря на будничность, крадётся по цеху: Ткачев намекаёт – за буднями будет страстная схватка с огнём, которая не понимает расслабления. Стихия остается стихией, поэтому столь тщательные, выверенные, скоординированные действия производят рабочие. В этом отношении точный композиционный ход - рабочий наверху и рабочий внизу фактически работают «голова в голову» - что показывает их профессионализм и скоординированность, высокую степень организованности рабочих, которые, зная будущую стихийную силу огня, действуют филигранно, чтобы создать прочное жерло надёжного вулкана.    

 

Вообще у картины мощный воспитательный заряд, увеличенный эстетическим совершенством. Несмотря на скромные средства, картина бросается в глаза, философия её проступает моментально, что делает её очень эффектным образом промарта.

 

Теги: Ткачев, вулкан, мартен.