Екатеринбург
Екатеринбург
Екатеринбург
Екатеринбург
А
в
т
о
р
С. Федосеев
м
е
с
я
ц
а
Екатеринбург

 Главная   Концепция сайта   Миссия и стратегия Галереи   Поиск по сайту 
Эстетический анализ и экспертиза

Аукционный дом GROMADA Галереи Перевозчикова

Авторы

Якивец

Якивец

Ткачев

Ткачев

Черкасов

Черкасов

Фехнер

Фехнер

Витлиф

Витлиф

Суханов

Витлиф

С. Федосеев
С. Федосеев
С. Федосеев

Коммерческие выставки независимых художников

Публикации

Клуб меценатов

Студия art-литературы Artus

Студия art-экспертизы Artэкс

Art-HOLL

Art-HOLL

Рейтинг@Mail.ru

ПРИЗРАК КАСТЫ

Печать

Автор: Коровин П. Категория: Эстетический анализ и экспертиза

Это не портрет. Это образ касты. Но как обобщённый образ казака у Моисеенко превратился в облик касты? 
Казачество формировалось как воинская каста со времен Рюриковых походов и генетически была связана с варягами – первым именованием неоформленной воинской касты в Европе. Это не было племенным, этническим и потом национальным признаком – это были профессиональные воины, которые, как правило, зарабатывали на охране торговых путей и караванов, а если караванов не было, то простым способом – добывали пропитание мечом там, куда меч дотягивался. Именно оттуда, с тех ещё пор казачество имеет крайне противоречивую историю, которая сложила положительный образ воина-пахаря только в последние времена российской империи, когда у казаков появился сильный царь на троне и прочный «царь» в голове и они стали опорой державы.
Но заметим, что Моисеенко не изобразил реестрового казака екатерининских и платовских времен – это казак как раз тех времен, когда вольница ещё не закончилась, а порядок среди казачества только формировался. Это времена как раз буйства казачества – Ермака, Болотникова, Разина и отчасти Пугачева.
Но это были времена и невероятных казачьих прорывов в деле открытия новых земель и пространств, которые потом принесли они стране. Ермак, Хабаров, Дежнёв – много было их. 
Эта двойственность казачества  - печать на все века: вольница и способность к самоорганизации, храбрость, но при этом крайняя политическая неустойчивость – были Хмельницкий и Серко, но был и Мазепа. Были прочные и преданные великому делу, но были и те, которые продавали всё святое, нанимаясь на самые сомнительные дела. Лучшее раскрытие героизма и кровавой вольницы в одном был роман потомственного донского казака Шукшина «Я пришел дать вам волю» о Степане Разине. Начав с крайней любви, он закончил приговором: вольница, замешанная на крови, убийственна и разрушительна. Даже своего родственника, Шукшу, он изобразил иронически. Шукшин находит своего предка в самом неприглядном замысле Разина – подлоге. Разин формирует двух самозванцев – «царевича Алексея» и «патриарха». Так вот подложным «патриархом» оказался, видимо, предок Шукшина – мужик из деревни Шукша: «Особенно решительно выглядел Никон – огромный, с тяжелыми ручищами, с дремучей пегой бородой».
Шукшин словами своего предка - подложного «партриарха» говорит о своих корнях: А вот почесть мои родные места. Там вон в Волгу-то справа, Сура вливается, а в Суру – малая речушка Шукша … там и деревня моя была, тоже Шукша.
 
Моисеенко, скорее, тоже казачьего производа, задумывался об истории и судьбе казачества. И не стал, как и Шукшин, скрывать тяжелой двойственности. На переднем плане – сильная рука, держащая рукоять сабли, причём сабли непростой, дорогой – в инкрустированных ножнах. Одеяние только подчеркивает важность фигуры. Скорее всего, Моисеенко изображал атамана – именно атаманы определяли характер и судьбу «ватаг».
И вот лицо, конечно, изображено удивительно точно: сила и откровенная угроза взгляда исподлобья, губы сжаты - готовы неприятному и короткому разговору, после чего последует схватка. Готовность к малому разговору и постоянной битве – она же неготовность церемониться и долго терпеть неопределенность - изображены удивительно точно.   
Подчёркивает это – деревянное, рельефное изображение фигуры всадника на стене. Сразу покажется, что это Георгий Победоносец. Но это не Победоносец. Это некая оригинальная, неканоническая, то ли икона, то ли вольное иконическое изображение (на православных иконах, кроме Георгия Победоносца изображений воинов нет). Всадник на коне, но поверженного змея нет, в руке не копье, а вознесённый наизготовку над головой меч. Всадник с вознесённым мечом – это вообще не по-христиански. Если это не аллегория Моисеенко, то очень запретное иконическое изображение, что говорит о том, что и священству казачество тоже особо не подчинено. В этом отношении вспоминается жесткое, почти изуверское отношение к священникам во взятой Астрахани в романе Шукшина лично Разина.
Великолепная, глубокая вещь, поднимающая глубокую проблему. Если бы я знал, что Моиссенко читал шукшинский роман, то я бы подумал, что он изобразил именно романного Разина. 
 
Почему Моисеенко сделал эту вещь в 2004 году? Более того, выделили дату в отдельное окошечко в правом нижнем углу.
Это год, когда Россия после крушения СССР, в момент самостоятельной победы Путиным на выборах, впервые начала осознавать себя и искать силы. Казачество стало огромным вопросом: сила есть, но станет ли она державной – или останется кастовой – кастой вольнонаёмных бойцов, которым неважно, за кого воевать - лишь бы деньги получать. 
Несомненно, перед нами обобщение, где высказана симпатия к силе и мощи касты, но и сомнение – куда эта сила и мощь будут направлены. 
ЗИМНИЙ СУХАНОВ

Если хотим понять глубину и значимость нашей зимы – надо приобщиться к фило-софским вещам Суханова: Зима – это не сон и не смерть природы – это её внут-ренняя суровая и чистая Жизнь.

НОВИЧЕНКО: ЖИЗНЬ ТИТАНОВ

Кто хочет вспомнить о наших предках титанах, пусть приобретет нашу постерную серию.

НАИВНАЯ СЕРИЯ ОЛЬГИ ВОРОБЬЕВОЙ - ДЛЯ ДУШИ

Если на душе тяжело, если есть потребность вспомнить о детстве, о снах и мечтах, сказках и сказочных городах и временах, то эта серия развеет тяжелые думы и восстановит покой в душе возращением мира наива и чистоты.

ХРАМОВАЯ СЕРИЯ

Все пути ведут к храму, но о пути нужно помнить всегда – и дома в том числе. Храмовая живопись поможет возвращать память о высшем нашем предназначении и пути уже дома. Не все поместят икону, не у всех она есть, но простая в виде изображения храма как памятка о Дороге к Храму пусть будет у всех.

СУХАНОВ: МНОГИЕ ВАМ ЛЕТА!

Прими Лето в свою душу – это время жизни, роста и плодотворения. Если есть печали – забыть пе-ред холстами великолепного Суханова!

СЕРИЯ ВИТЛИФ - РОМАНТИКАМ

Кто хочет жить, проникаясь духом возвышенного и романтического, тому нельзя пройти мимо оп-тимистических картин Владимира Витлифа!

КУЛЕВ СЕРИЯ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АФГАНЕ

Тем – кому нужно помнить…

Серия ФЕХНЕР «Челябинск Советский»

Только эти гравюры помогут нам окунуться в советское прошлое Челябинска. Предельная близость к натуре с одновременной поэтизацией города – это серия Фехнера о послевоенном Челябинске. Где мы еще можем увидеть среди бела дня лишь две машины и двух прохожих на Воровского?

Серия ЧЕРКАСОВ «ВОСПОМИНАНИЯ О ЛЕНИНГРАДЕ, или Столица Дождя»

Эта серия будет хорошим подарком тому, кто помнит и любит Ленинград ещё советских времен. Великолепно передан дух тайны, всегда царящей в Ленинграде – Санкт-Петербурге. Стиль «дождевой» графики подчеркивает особенность Питера – быть Российской Столицей Дождя.

Серия КУЛЕВ «Подарю Вам весну»

Если весна Вас ещё не радует, возьмите в свой дом серию Кулева о Весне – она придёт.

Серия «Ткачев – поэт коллективного прорыва»

Если вы хотите сказать себе и своей команде – ВМЕСТЕ – ВСЁ ОСИЛИМ – то поэтическая серия Ткачева вам будет в помощь!

БУКОЛИЧЕСКАЯ СЕРИЯ

Прекрасное дыхание почвы, шелест листа в разностилевых, а от этого обогащающих друг друга, серии картин, которые дадут Вашему Дому, офису не только стиль, но и дыхание настоящего искусства.

ЯКИВЕЦ. Серия SACRUM
Авторская серия

Тем, кто чувствует сакральное и хочет Свой Дом облагородить Вечным, нельзя пройти мимо этой серии

промарт Галереи – нашим промышленникам
серия НАВЕЧНО ГИГАНТЫ

Серия великолепно впишется в кабинет промышленника, создавая духоподъемное настроение для сотрудников
Выставка пром.плаката

Выставка ПромПлаката из коллекции Н. Перевозчикова

Видеорепортажи

Видеорепортажи

Art-кинотека Галереи
Art-кинотека Галереи

Art-кино

Art-студия

Фонотека Галереи

Песни на стихи Перевозчикова
Песни на стихи Перевозчикова

Библиотека Галереи
Библиотека Галереи


Фотохроника

Лица и краски

Люди и титулы

Вдохновись
искусством природы!

Изучи натуру