Екатеринбург
Екатеринбург
Екатеринбург
Екатеринбург
А
в
т
о
р
С. Федосеев
м
е
с
я
ц
а
Екатеринбург

 Главная   Концепция сайта   Миссия и стратегия Галереи   Поиск по сайту 
Эстетический анализ и экспертиза

Аукционный дом GROMADA Галереи Перевозчикова

Авторы

Якивец

Якивец

Ткачев

Ткачев

Черкасов

Черкасов

Фехнер

Фехнер

Витлиф

Витлиф

Суханов

Витлиф

С. Федосеев
С. Федосеев
С. Федосеев

Коммерческие выставки независимых художников

Публикации

Клуб меценатов

Студия art-литературы Artus

Студия art-экспертизы Artэкс

Art-HOLL

Art-HOLL

Рейтинг@Mail.ru

О СТРАННЫХ КОЛЛЕКЦИЯХ И СТРАННОСТЯХ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ

Печать

Автор: А. Булыгин (Санкт-Петербург) Категория: Клуб меценатов

Коллекционерство – это игра страстей.
Морис Реймс.

Откуда берется желание коллекционировать? 
Случалось ли вам видеть, как мать вытряхивает из карманов своего маленького сынишки, вернувшегося с прогулки, всякий хлам? Чего там только нет: и камни, и этикетки, и куски битого стекла…
– Господи, ну зачем тебе этот хлам? – не может понять она.Но тут как раз все понятно. Ребенок где-то с двух лет начинает выстраивать взаимоотношения с собственностью, но пока еще не может разобраться в иерархии, отделить «зерна» от «плевел», поэтому на всякий случай приобретает всё (меняет, отбирает, поворовывает, выпрашивает), тем более, уж коли всех-то трудов – поднять с земли то, что плохо лежит… Наши далекие предки, гоминиды, как раз и выживали тем, что занимались собирательством – это была единственная доступная для них экологическая ниша, однако инстинкт собирателя никуда не исчез – он живет в нас и поныне и проявляется иногда в самых причудливых формах. Самая простая из них – страсть к собиранию грибов и ягод (именно страсть, а не форма заработка!), самая сложная – профессиональное коллекционирование. 
Примерно с семи до двенадцати лет дети уже не тащат в дом все, что попало, а выделяют из окружающего мира то, что они (зачастую в силу не столько пристрастий, сколько внешних обстоятельств – например, продукция, связанная с популярным мультсериалом) считают важным и формирует свои первые коллекции. Мальчики чаще собирают монеты или марки, девочки – календарики, наклейки или серии кукол. С началом полового созревания страсть коллекционирования затихает – у девочек уже, как правило, навсегда, у мальчиков же она возрождается тогда, когда они становятся зрелыми мужчинами (по мнению Жана Бодрияра это случается обычно после сорока лет).
Причудливые коллекции
В «Рассказе коммивояжера» Марка Твена герой, познавший страсть коллекционирования, сперва собирает коровьи колокольчики, потом – обломки кирпичей, позднее – орудия первобытного человека,  пока не осознает,  «что фабрика, на которой они изготовляются, продает их также и другим коллекционерам» (немалая, к слову сказать, проблема для коллекционеров – так называемые «фальшаки»). Потерпев неудачу в коллекционировании чучел китов (!!!), герой в конце концов решил собирать… эхо!..
В девятнадцатом веке гротеск Марка Твена вызывал гомерический хохот. Однако в наши дни его рассказ едва ли вызовет даже улыбку  – как нередко бывает, жизнь превзошла искусство. Что только сейчас коллекционируют! Так, пенсионер из Бирмингема собрал более 5000 кусков мыла со всего мира. Некая женщина собрала крупнейшую в мире коллекцию покемонов, в которой представлены все выпускавшиеся фигурки. Некий господин по фамилии Резникофф собирает волосы знаменитостей и исторических деятелей; его коллекция включает в себя волосы от Авраама Линкольна и Эдгара По до Альберта Эйнштейна и Мэрилин Монро. Карен Ферриер, 44-летняя секретарша, собирает коллекцию пятнистых предметов. Некий виноторговец – ни больше ни меньше, как реактивные истребители! Исландец Сигурдур Хьяртарсон открыл собственный музей, где представил огромную коллекцию… пенисов млекопитающих!.. Подобный список можно продолжать до бесконечности.
 
 
Коллекционирование – привилегия мужчин
С первобытных времен пошло разделение ролей по половому признаку: мужчины-охотники и женщины-собирательницы. Опасная жизнь охотников заставила мужчин изучать как повадки зверя, так и окружающий мир, и относиться к этому занятию системно. Системность эта перенеслась и на другие виды деятельности мужчин. Вот именно этим и отличается коллекционирование от собирательства. 
 
 
 
Коллекционирование – это собирательство однородных предметов. Собирательство куда в большей степени присуще женщинам, в то время как коллекционирование – почти исключительная привилегия мужчин. Как ни схожи эти понятия, они лежат в разных, можно сказать, измерениях. Собирательство привязано к быту и жизненным потребностям, коллекция – к необходимости самоутверждения, то есть к статусу. Женщина-собирательница думает о том, чтобы собрать в доме все необходимое для комфортного существования семьи, мужчина-коллекционер – о том, что достав, например, еще несколько редких грампластинок, он станет единственным в мире обладателем полной серии «Red Label» фирмы «HMV». В этом смысле женщины куда более прагматичны и, не побоюсь сказать – адаптивны, хотя им часто «достается» от мужчин за излишнюю, как тем кажется, привязанность женщин к вещам.
 
 
 
В этой связи вспоминается забавный эпизод, рассказанный Гарри Каспаровым. В 2005 го­ду чемпион мира по шахматам участвовал в кон­фе­рен­ции в Бо­го­те. За день до этого там выступал из­вес­т­ный биз­нес-кон­суль­тант Том Пи­те­рс, который с по­мощью па­ры ди­аг­рамм рас­ска­зал о раз­ном под­хо­де муж­чин и жен­щин к по­куп­ке брюк. «На пер­вой ил­люс­т­ра­ции был изоб­ра­жен план ма­га­зи­на и мар­ш­рут, вы­би­ра­емый муж­чи­ной. Нес­коль­ко ли­ний по­ка­зы­ва­ли, как он вхо­дит, нап­рав­ля­ет­ся в от­дел брюк, под­хо­дит к кас­се и ухо­дит из ма­га­зи­на. 
Вторая ди­аг­рам­ма по­ка­зы­ва­ла «жен­с­кий мар­ш­рут» в том же ма­га­зи­не. Он на­по­ми­нал слож­ную па­ути­ну ли­ний, по­то­му что жен­щи­на заш­ла по­пут­но во все от­де­лы и ку­пи­ла не ме­нее де­ся­ти раз­ных ве­щей!.. 


Задумавшись над анек­до­том Пи­тер­са, я за­дал­ся воп­ро­сом: а что де­ла­ли эти по­ку­па­те­ли пос­ле ухо­да из ма­га­зи­на? Выс­ту­пая пе­ред той же ауди­то­ри­ей на сле­ду­ющий день, я пред­по­ло­жил, что муж­чи­на от­п­ра­вил­ся из ма­га­зи­на пря­ми­ком в бар, где вмес­те с друзь­ями про­иг­рал ос­тав­ши­еся день­ги на фут­боль­ном то­та­ли­за­то­ре, а жен­щи­на, по край­ней ме­ре, пот­ра­ти­ла день­ги на по­лез­ные ве­щи… Воз­мож­но, жен­щи­на сэ­ко­но­ми­ла вре­мя, ку­пив сра­зу мно­го ве­щей, что­бы по­том за ни­ми не воз­в­ра­щать­ся. Или, быть мо­жет, она прос­то не то­ро­пи­лась и при­це­ни­ва­лась, что­бы ку­пить брю­ки по­де­шев­ле. Не сви­де­тель­с­т­ву­ет ли ис­то­рия Пи­тер­са о том, что жен­щи­на смот­рит на ве­щи ши­ре, чем муж­чи­на? Мо­жет быть, жен­щи­ны не ограничиваются од­ной кон­к­рет­ной целью, а рас­смат­ри­ва­ют ее в кон­тек­с­те дру­гих пов­сед­нев­ных дел?»
 

Психологический портрет коллекционера


B отличие от образа мужчины, описанного Гарри Каспаровым, коллекционер не отправится в бар и уж меньше всего он склонен к игре на тотализаторе. Вся его жизнь подчинена одной цели – его коллекции. Как правило, она заменяет ему всю семью – и жену, и детей (подавляющее большинство профессиональных коллекционеров – холостяки). Если коллекционер ищет нужную ему вещь, его путь будет куда причудливее и запутаннее, нежели маршрут женщины из приведенного рассказа. Если знает, где интересующее его достать – он придет в нужное место куда стремительнее и «прямолинейнее», нежели мужчина из истории Гарри Кимовича. 

Современные психиатры полагают, что коллекционирование – форма борьбы с неврозом. Так, профессор Валерий Битенский видит в этой страсти защитную форму, которую человек использует для снятия тревожных состояний. Ох, видел бы уважаемый профессор, в каком напряжении пребывает коллекционер, пока он не закроет «серию»! Все это время он – сплошное «тревожное состояние». Я знаю одного коллекционера советских калькуляторов – их было произведено около двухсот моделей, и все они внесены в каталог. Моему знакомому не хватает лишь нескольких штук для полноты коллекции. Но их у него нет – и все свободное время он проводит на барахолках, блошиных рынках, антикварных магазинах, старых коммуналках – в надежде достать недостающее. Он совершенно не может ни расслабиться, ни почувствовать себя счастливым – в его беспокойных глазах просвечивает жалоба на несовершенство мира: уж коль у него нет нужных моделей, гармонии в нем не сыскать…
Но для коллекционера гармонии не будет никогда. Для него существуют два кошмара: оставить коллекцию незавершенной и, второй – полностью ее укомплектовать. В первом случае коллекционера замучает фрустрация, во втором – нужно будет искать новый объект для коллекционирования. Один из моих друзей с детских лет собирал коллекцию открыток актеров советского кино. Однако когда понял, что больше собрание пополнить нечем, продал свою коллекцию и перешел на коллекционирование этикеток от винных бутылок (по всей видимости, занятие ему обеспечено на всю оставшуюся жизнь…).
 
 
 
Зигмунд Фрейд считал любое коллекционирование – замаскированным гомосексуализмом (при этом, надо отметить, отец психоанализа сам был страстным коллекционером антиквариата). Эрих Фромм видел в чувстве коллекционера признаки некрофилии – любви к неодушевленному. «Он – коллекционер. Коллекционерство – огромное мертвое нечто, заполняющее все его существо», – вторит Фромму главная героиня романа Джона Фаулза «Коллекционер» Миранда.
 
Со своей стороны, коллекционеры с презрением относятся к тем, кто не страдает этой страстью. Господин Форон, президент общества собирателей сигарных колец, как-то сказал: «Человек, ничего не коллекционирующий, – кретин и жалкий человеческий отброс». Оставим этот обидный выпад без комментария: в искусстве двадцатого столетия была создана целая «коллекция» коллекционеров-маньяков, безумцев и преступников: тут и уже упомянутый Фаулз, и Джонатан Демми («Молчание ягнят»),  и Умберто  Эко («Имя  розы»),  и Патрик Зюскинд («Парфюмер»),  и Борис Акунин («Пелагия  и  красный петух»),  и многие-многие другие.
В то же время я не назову ни одного героя-коллекционера, выведенного бы с симпатией и восхищением. А жаль…
Говорю я, спешно прощаясь с читателем, так как в этот момент узнаю, где можно достать еще одну запись оперы «Тоска», 320-ю в моем собрании.
Еще 45 комплектов – и наступит блаженный миг:  уникальная коллекция “«Тоска» на каждый день” будет укомплектована, а тогда…
Но, впрочем, не будем о грустном.
 
 

[1] Или поход в супермаркет, когда неожиданно для себя оказываешься с целой тележкой предметов, о которых не думал еще у входа в магазин.

[2] В этом смысле забавно, что символом собирателя, так сказать, квинтэссенцией самого это понятия стал мужчина – Плюшкин. Хотя, впрочем, он существо абсолютно бесполое…

ЗИМНИЙ СУХАНОВ

Если хотим понять глубину и значимость нашей зимы – надо приобщиться к фило-софским вещам Суханова: Зима – это не сон и не смерть природы – это её внут-ренняя суровая и чистая Жизнь.

НОВИЧЕНКО: ЖИЗНЬ ТИТАНОВ

Кто хочет вспомнить о наших предках титанах, пусть приобретет нашу постерную серию.

НАИВНАЯ СЕРИЯ ОЛЬГИ ВОРОБЬЕВОЙ - ДЛЯ ДУШИ

Если на душе тяжело, если есть потребность вспомнить о детстве, о снах и мечтах, сказках и сказочных городах и временах, то эта серия развеет тяжелые думы и восстановит покой в душе возращением мира наива и чистоты.

ХРАМОВАЯ СЕРИЯ

Все пути ведут к храму, но о пути нужно помнить всегда – и дома в том числе. Храмовая живопись поможет возвращать память о высшем нашем предназначении и пути уже дома. Не все поместят икону, не у всех она есть, но простая в виде изображения храма как памятка о Дороге к Храму пусть будет у всех.

СУХАНОВ: МНОГИЕ ВАМ ЛЕТА!

Прими Лето в свою душу – это время жизни, роста и плодотворения. Если есть печали – забыть пе-ред холстами великолепного Суханова!

СЕРИЯ ВИТЛИФ - РОМАНТИКАМ

Кто хочет жить, проникаясь духом возвышенного и романтического, тому нельзя пройти мимо оп-тимистических картин Владимира Витлифа!

КУЛЕВ СЕРИЯ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АФГАНЕ

Тем – кому нужно помнить…

Серия ФЕХНЕР «Челябинск Советский»

Только эти гравюры помогут нам окунуться в советское прошлое Челябинска. Предельная близость к натуре с одновременной поэтизацией города – это серия Фехнера о послевоенном Челябинске. Где мы еще можем увидеть среди бела дня лишь две машины и двух прохожих на Воровского?

Серия ЧЕРКАСОВ «ВОСПОМИНАНИЯ О ЛЕНИНГРАДЕ, или Столица Дождя»

Эта серия будет хорошим подарком тому, кто помнит и любит Ленинград ещё советских времен. Великолепно передан дух тайны, всегда царящей в Ленинграде – Санкт-Петербурге. Стиль «дождевой» графики подчеркивает особенность Питера – быть Российской Столицей Дождя.

Серия КУЛЕВ «Подарю Вам весну»

Если весна Вас ещё не радует, возьмите в свой дом серию Кулева о Весне – она придёт.

Серия «Ткачев – поэт коллективного прорыва»

Если вы хотите сказать себе и своей команде – ВМЕСТЕ – ВСЁ ОСИЛИМ – то поэтическая серия Ткачева вам будет в помощь!

БУКОЛИЧЕСКАЯ СЕРИЯ

Прекрасное дыхание почвы, шелест листа в разностилевых, а от этого обогащающих друг друга, серии картин, которые дадут Вашему Дому, офису не только стиль, но и дыхание настоящего искусства.

ЯКИВЕЦ. Серия SACRUM
Авторская серия

Тем, кто чувствует сакральное и хочет Свой Дом облагородить Вечным, нельзя пройти мимо этой серии

промарт Галереи – нашим промышленникам
серия НАВЕЧНО ГИГАНТЫ

Серия великолепно впишется в кабинет промышленника, создавая духоподъемное настроение для сотрудников
Выставка пром.плаката

Выставка ПромПлаката из коллекции Н. Перевозчикова

Видеорепортажи

Видеорепортажи

Art-кинотека Галереи
Art-кинотека Галереи

Art-кино

Art-студия

Фонотека Галереи

Песни на стихи Перевозчикова
Песни на стихи Перевозчикова

Библиотека Галереи
Библиотека Галереи


Фотохроника

Лица и краски

Люди и титулы

Вдохновись
искусством природы!

Изучи натуру