Почему сначала стихи, а потом поэзия?

Печать

Автор: Родионов Р. Категория: Студия art-литературы Artus

1. Поэты без стихов

Многолетнее наблюдение с позиции эксперта за поэтическим движением в стране и до и после 1991 года я пришел к интересному выводу. В стране тысячи людей, которые называют себя поэтами, но среди них мало тех, кого можно назвать стихотворцами.

Имеется в виду, что статус себе авторы назначают, а писать не умеют даже на уровне простого стихосложения, даже на уровне того, в свое время пренебрежительно называли «виршами», «рифмоплётством». И многие в те времена не стеснялись называть себя иронически рифмоплетами, поскольку знали, что поэзия – дело «высокое».

 

Сегодня же стеснения нет. Все называют себя поэтами, не умея, как Онегин, «ямба от хорея отличить». Но если Онегин не претендовал на поэтический статус, то сегодня на таковой претендуют те, которые просто не могут срифмовать самый простой катрен. 

Мы, кстати, как раз не собираемся относиться к этому уничижительно. Просто есть предложение определиться ос статусом: если Пушкин всё-таки поэт, то Гунькин с виршей «Не плодите черных мыслей, если ваша голова прокисла» пусть все-таки остается стихоплётом (кстати, без обидного акцента), хотя бы потому, что ритм и рифма есть, а смысла может быть не видно.

Следует вывод, что прежде чем присудить статус поэта, нужно услышать, способен ли он к обычному стихосложению.

Поэтому мы считаем, что первичным для поэта становится получение статуса стихоплёта, затем стихотворца, только затем поэта.

Это крайне важное дело, поскольку ранее повышение статуса расслабляет человека, особенно юного таланта, который склоне все намаранное считать поэтическим, потому что под собственные ритмы и рифмы у него кипят чувства. Но если у тебя кипят чувства от виршей в духе «Словно приступив к моей душе, ты на ступень поднялся, как Фуше, в обход наполеоновских интриг, Но знай – что ты, неверный, восходя, погиб!» - это не значит, что они произведут впечатление на других. Не всё то, что вибрирует в душе как поэзия является поэзией в стихах.  

Но масса пишущих не признают этой реальности – что до поэзии надо ещё дорасти. Ститворению надо учиться.

 

2. Стихо-творение

Есть стихотворение как существительное, а есть субстантив – отглагольное существительное. Стихотворение – это и текст, и процесс одновременно. Но существенно другое: первое является результатом второго. И никак не иначе. Поэтому если нет процесса, то нет и конечного продукта.

Так вот процесс стихотворения сегодня в интернет-времена вообще отошел на задний план. Сегодня многие пишут, как бога на душу положит. И … ничего не создается. Виршей миллионы, а поэзии нет.

Надо менять ситуацию и формировать Школу Поэзии, начиная со Стиховой Школы.

 

3. Законы жанров

Зачем мне законы жанров, если я гениален? – так примерно, если не говорят, то думают многие авторы, которые свое осенение торопливо перенесли на бумагу.

Однажды я столкнулся с человеком, который мне дал свою «басню». Там он, не обращая внимания ни на сбои ритма, немыслимые рифмы и их неразбериху, описал свой случай увольнения с работы, назвав себя Волом, а начальника Козлом. Я ему корректно говорю: понимаете ли, что в басне нужно не просто человека изобразить и назвать его животным именем, а надо изобразить именно животное, заложив переносный смысл как мораль.   

Автор посмотрел на меня как зверь и стал осыпать проклятиями, мол, я ничего не понимаю в идеях. Я говорю: идея может быть интересна, но есть законы жанра!