Ритм рифмы, рифма ритма

Печать

Автор: Родионов Р. Категория: Студия art-литературы Artus

1. Природа стиха – повторяемость

Если пытаться понять, в чем природа стиха – это повторяемость элементов, частей. которые связывают целое.

В стихе повторяются звуки конечных строк, создавая рифму (гонит – где нет?: г…н – г…н) и в стихе повторяется сила удара, формируя ударные связки, рождающие размер. Рифма и размер, собственно, явления однородные, поэтому они стягивают катрен по горизонтали (ритм), и вертикали (размер).   

Причём заметим, что самый универсальный, статистически уже доказанный формат катрена – 4-хстопный ямб с перекрестной рифмовкой. Вопрос почему.  

 

2. Рифма 

Итак, рифма стягивание текста путем наложения созвучий.

Рифма бывает:

1. перекрёстная АБАБ

2. Смежная ААББ

3. Опоясывающая АББА

Сразу обратим внимание, что смежная и опоясывающая усложняют восприятие, делают его более мудреным, ожидания более трудными. Причины:

1. смежная «рубит» катрен, провоцируя рубящий знак препинания – точку, несмотря на то, что она может не предполагаться и смену темы, несмотря на то, что тема едина, чтобы преодолеть инерцию точки приходится прибегать к переносу части предложения на другую строку, что всё равно ломает ритм.   

 

Сделали трудное славное дело,                       А

Успокоили сильное буйное тело                     А

Так, что вороги наши притихли                       Б

Копьями острыми сникли.                                Б

 

2. опоясывающая: минорная, лирическая, декадансная, навеивающая грусть и упадок, что противоречит римичности стиха как энергии жизни о победы.  

 

Молодильные яблоки мне принеси,        А

Дева мудрая Несмеяна,                             Б

В тебе нет никакого изъяна,                     Б

Как мне ладонь поднести?                        А

 

3. Вот первый ответ: почему самая популярная - перекрестная рифма? Потому что она задаёт почти биологический ритм, почти совпадает с ритмом разговорной речи. Потому что он ложится моментально на восприятие, на слух, как самый простой и самый доступный и самый читаемый и самый слышимый. Эффект размерной поступи, порождающий взлётный (поэтический) эффект, делает перекрёстную рифму фаворитом рифмования.  

 

Разбуди меня, разбуди на заре,                А

В руки вложи паламенеющий блик,        Б

Двинусь к Собору по ранней поре           А

Лелея в душе сретения миг.                       Б

 

Наконец она «стягивает» стихотворение крестом (если учесть деление на женские и мужские рифмы)

Мужская рифма – ударение на последнем слоге рифмы, женская – на предпоследнем.

 

В эту годину все звуки затИхли,              Аж              

Цвета все исчахли и стёрлись навЕк,                    Бм              

Пепел гулял по полям, как сортИрам        Аж            

То ускоряя, то замедляя свой бЕг.                           Бм            

 

Но для понимания сути соединения рифмы и ритма в одном слове, нужно обратиться к размеру.