АРТ-ЗНАКИ ИЛИ ПОЧЕМУ «КРАСНЫЙ ЛЕНИН» - БЕЛЫЙ ФЛАГ?

Печать

Категория: Публикации

Дело не в том, что Березовский продал «Красного Ленина», а в том, что продал. Сам факт имеет значение. 

Событие вроде бы тривиальное, однако странное. Березовский выставил картину «Красный Ленин» американского поп-художника Энди Уорхола на Christie's в Лондоне и выручил для него крохотные деньги.

 

Эксперты озадачились: Березовский, конечно, обеднел, но не настолько, чтобы носиться с такой мелочью - в сто тысяч долларов. Что-то здесь другое. Картину можно было продать и в частном порядке, а не выставлять свою бедность на показ публики. Уорхол котируется.  

Не значит ли это, что Березовскому нужна была как раз публичность? Уж больно все походит на пиар-акцию. Тем Более Березовский просто так ничего не делает.  

 

Начнем издалека. А что вообще делает портрет Ленина, причем при всей авангардности, достаточно адекватный – без примеси иронии, издёвки – у олигарха Березовского? Портрет классового врага держать у себя дома, на виду у всех? Это примерно то же самое, что Сталину держать портрет Гитлера в Ставке, президенту США Рузвельту портрет Альфонса Капоне в Белом Доме, портрет Че Гевары королеве Елизавете второй у себя в приёмной. Картина картиной, а символы символами. Их не отменишь, и они работают.   

Представить, что Березовский купил картину только для того, чтобы она украсила интерьер, наивно. Не тот человек. Был куплен некий знак. И этот же знак публично продан.

 

Картина была куплена, когда Березовский изо всех сил заигрывал с красной оппозицией – представителями КПРФ, Зюгановым, патриотами, националистами. Это было начало нулевых, когда Березовский попал в опалу, переехал в Лондон и стал активным участником «революционных» процессов на постсоветском пространстве. Достаточно сказать, что с ним начинал взаимодействовать даже Проханов. Через Белковского осуществлялась связь не только идеями. И конечно, для общения с революционерами надо было создавать особый дух ситуации, подчеркнуть, что и олигархи могут быть большевиками. Картина с подчёркнуто революционным колоритом – а она действительно неплоха – Ленин, горящий в красном колоре – красиво создавала этот дух революционизма.   

 

И вот продажа. Что она может означать? Если картина была изначально куплена как символ, то и продаётся символически. Такова логика, которую Березовский, несомненно, может понимать.  

Тогда что означает эта акция?  

Напрашивается первая очевидная мысль: Березовский публично заканчивает со своим «революционным» прошлым. Это действительно становится понятно бывшим союзникам. Но эту мысль можно было передать по «своим» каналам. Тогда адресат кто-то другой! Кто же он, этот адресат? 

Не называя имен, можно предположить сразу. Тот, с которым он воевал на протяжении десяти лет, создавая все виды революционностей, напрягая последние финансовые жилы в последние три года. И вот крушение на суде в Лондоне. Потеряно всё. Арестовываются счета, отворачивается английская элита. 

Приближается катастрофа. Что же делать?

 

Есть люди, которые идут до конца, у которых гордыня и принципы навсегда, а есть те, которые уважают силу. И они, видя свое поражение, выбрасывают белый флаг, преклоняют колено и просят снисхождения. И работы. Они говорят тем самым, что могут быть ещё полезны победителю.

Выброшен белый флаг.

Но что скажет победитель?  

 

Теги. Березовский, «Красный Ленин», Уорхолл, Зюганов.