Как сделать катрен

Печать

Автор: Родионов Р. Категория: Студия art-экспертизы Artэкс

1. Катрен как стиховая основа

Мы не стремимся создать академический вариант стихосложения. Мы предлагаем свой вариант – исходя из практики и тех трудностей, которые испытывает каждый автор, зачастую не умея аттестовать свои тексты как годные или негодные. 

 

Мы начинаем с катрена как с первичного «кирпича» стихо-творения.

Катрен, по сути, это четверостишие. Это наиболее полновесная законченная часть, имеющая первичные признаки стихотворения: то есть сумма их четырех строк, несущий достаточно законченный смысл.

Именно с умения делать этот «кирпич» и начинается стихотворец. Только после того, как человек научился превращать глину с кирпич, он начал строить дома и здания. До этого момента все попытки овладеть глиной были безуспешны – она просто смывалась, трескалась под солнцем, крошилась и рассыпалась. Так и стихи. Если не научиться делать скрепы из словесной глины в малом, то ничего не получится и в большем.

Катрен – основа стихотворчества и первичный материал и самый распространенный формат в народном творчестве. Это и эпиграмма - классический законченный катрен самостоятельного значения, это и народный вариант – частушка. Всё это катрены. И история начиналась именно с катрена – именно его называли виршем (от слова vers - ), простейшим стиховым элементом.

 

2. Синтаксическая спайка Катрена

2. Проблема 1 и Правило 1.

Чтобы катрен был спаян, слит и крепок, его нужно к этому состоянию привести. Это значит, что катрен должен читаться на одном дыхании.

Но как это обеспечить – и что вообще значит – на одном дыхании?

Как ни странно, первый признак слиянности катрена – не поэтический, а лингвистический. Речь идёт о том, что катрен должен равняться предложению.  

Растолкую.

Когда возникают препятствия для звучания катрена? Когда возникает неожиданный с точки зрения ритмической инерции сбой. А когда появляется сбой? Когда возникает необоснованная пауза. А паузу дает конец предложения (точка). Как только появляется внутри катрена пауза возникает эффект боя, рассыпа.

То есть мы воспринимаем катрен как целое (он и смотрится как первичный блок), но внутри возникает конец предложения – и стих тормозит, энергия теряется.  

ПРАВИЛО 1: Простейший катрен должен состоять из одного предложения.

Пример мы даём специально с синтаксической точки зрения, подчеркивая знаком (/) – паузы. Напомним, что (/) означает однотактовую паузу– после словосочетания, (//)  - двухтактовую – при частях предложения, обозначенных знаками препинания, (///) – в конце предложения.  

Буря мглою небо кроет, (/)

вихри снежные крутя, (//)

то как зверь она завоет, (/)   или (//)

то заплачет, как дитя. (///)

Понятно, что здесь можно выделить два предложения (закончить одно после «крутя), но это не меняет ситуацию. Там, где легко можно заменить точку на запятую – предложение становится имитационным, вариативным, отсюда точка не даёт паузы, поскольку воспринимается, как одно предложение.  

Лингвистический признак слиянности – скрытый, но первичный. Это примерно то же самое, что отмять глину так, чтобы не было пустот. И это, несомненно, шаг первый перед обжигом кирпича, и уж точно перед употреблением.

Важно понять, что внутренняя слиянность может внешне не проявляться. Напротив, когда появляется чтение вслух, то синтаксическая органика уходит на задний план. Тот же пушкинский катрен можно прочитать так, делая не синтаксические, а выразительные паузы:

Буря (/) мглою (/) небо (/) кроет, (///)

вихри снежные крутя, (//)

то как зверь она завоет, (///)

то (/) заплачет, (/) как (/) дитя. (/////)

 

Но надо сразу понимать, прежде чем это прозвучало, это должно быть сделано.

 

Если появляется оправданный сбой, то он, как правило, подавляется ритмом, и становится стилистическим, а не конструктивным нюансом. Особенно это чувствительно, если стихи переходят в песню.

Пример: Стихотворение Михаила Дудина 1954 года «В путь», на основе которой создана самая знаменитая солдатская маршевая песня советских времен: 

А для тебя, родная,

Есть почта полевая.

Прощай! Труба зовёт.

Солдаты, в поход! 

Миллионы солдат Советской Армии пели, подчиняясь ритму, пренебрегая синтаксисом (потому что восклицание предполагает паузу в четыре такта) так: «Прощай-труба-зовёт».

Однажды на армейском марше меня мой сослуживец даже спросил: «А мы что, с трубой прощаемся?» Другие сослуживцы рассмеялись, но подтвердили вопрос. Пришлось разъяснять. Как? Расставляя знаки препинания!

 

3. Катреновое упражнение

С учебной точки зрения, сочинение катренов - это первое упражнение, которое надо вменять будущему стихотворцу в учебных целях. Катрен на заданную тему – хорошая тренировка.  

Первая задача - уложить предложение в катрен (а не наоборот). Это сложно, потому что многих катрен начинается с первой строчки, и … на нём замирает.

Если так:

Вышел в поле черный трактор. (///)

Засветлело на краю земли. (///)

Вдалеке пригорок гладкий. (///)

Человек! (///) Земле внемли! (///)

Катрен не то, чтобы рассыпается, он не собирается! Не говоря уже о тематическом разладе. Об этом мы будем говорить дальше, но ясно: что каждое новое предложение – это новая идея. Но есть закон объёма: больше определённой меры определенный объём не вместит! Катрен – это ёмкость для одной идеи, для одной сценки, одного образа! Три идеи катрен уже не вместит. Это только увеличивает сбой и разрушение катрена.  

И другой вариант: 

Задача: Надо изобразить сцену метания стога перед наступающим ненастьем. 

Написать катрен как идею-предложение: Убегая от ненастья, превозмогая усталость, вилами ношу сено в стог. 

Катрен:

Тучи хмурятся к ненастью, 

Нависая надо мной,  

Ломятся от вил запястья,

Сено увлекая в стог - домой.

 

Продолжение следует