Екатеринбург
Екатеринбург
Екатеринбург
Екатеринбург
А
в
т
о
р
С. Федосеев
м
е
с
я
ц
а
Екатеринбург

 Главная   Концепция сайта   Миссия и стратегия Галереи   Поиск по сайту 
Эстетический анализ и экспертиза

Аукционный дом GROMADA Галереи Перевозчикова

Авторы

Якивец

Якивец

Ткачев

Ткачев

Черкасов

Черкасов

Фехнер

Фехнер

Витлиф

Витлиф

Суханов

Витлиф

С. Федосеев
С. Федосеев
С. Федосеев

Коммерческие выставки независимых художников

Публикации

Клуб меценатов

Студия art-литературы Artus

Студия art-экспертизы Artэкс

Art-HOLL

Art-HOLL

Рейтинг@Mail.ru

Межкатреновый ритм

Печать

Автор: Родионов Р. Категория: Студия art-экспертизы Artэкс

1. Синтаксическая законченность катрена

Чтобы очевидность основного положения стала очевидной, обратимся к обратным примерам.

Итак, катрен характеризуется рифмами. Но если катрен будет ограничиваться рифмой, то он распадётся. Катрен должен объединяться синтаксически и тематически. Это значит катрен должен быть равен одному предложению, в котором заложена одна тема. 

Возьмём обратный пример, когда синтаксис отдельных предложений не сливаясь, не дает катрена, несмотря на попытки рифмы его сделать. То есть энергия индивидной несоединённости синтаксиса сильнее рифмы! А если еще в предложении разные темы, то рифма просто не справится с созданием катрена.    

 

На Майдане жгут покрышки.

Точит нож наш повар Вася.

Как замучили нас мыши!

Помолитесь, братья, Спасу!

 

Формально перед нами катрен с перекрестной рифмовкой. Но он являет собой коллажную бессмыслицу, которую так любят люди, которые не умеют писать, у которых нет мыслей, но которыми весело манипулировать картинками, а потом обвинять читателей в том, что они глухи к поэзии и не понимают сложных смыслов. Причем сочинять формальные катрены не представляется труда. Возьмём пример – с нуля.  

 

Мой компьютер глух к страданиям души.

Изморозь ползёт через стекло.

Эй, товарищ, не спеши

Бегать по морозу нагишом.

 

Объясняется коллажность тем, что катрен представляет из себя несколько предложений. А нужно, чтобы катрен равнялся одному предложению. Тогда возникнет законченный фрагмент общей картины стихотворения.   

Это, несомненно, составляет уже сложность, которая требует мастерства. Но это и первый технический тест. Если автор сумеет уложить катрен в предложение – у него есть шанс писать стихи.

Причина, почему это надо сделать заключается в ритмике катрена. Точка, завершение предложения, это пауза, а пауза – явление ритмическое – она останавливает течение стиха. Если его остановить – то значит разорвать. Разрыв – это остановка не по ожиданию, внезапно, не по размерности стиха. Катрен не случайно стал первичным элементом стиха, его кирпичом: он укладывает в себя не только предложение, не только информационно-образную порцию, которую способен «переварить» мозг, но и дыхательный цикл. Это значит любое членение фактически разрушает катрен.  

 

2. Межкатреновый переход

Целостный катрен законченностью создаёт эффект нового ожидания, что влечет к следующему катрену. Возникает межкатреновый ритм, который тоже составляет суть стихотворения.   

Стихотворение – это не только рифмы в катрене, но и общий ритм стихотворения, который заключается в поступательной переходе от катрена к катрену. Поэтому если внутри катрена сбивается ритм, то возникает общий диссонанс. Поэтому умение вписать катрен в одно предложение – ключевое умение. Тогда возникает умение «говорить стихами». Сочиняем на ходу, стараясь показать эффект ожидания после законченного катрена следующего катрена. И тогда уже возникает, если не стихотворение, а стихотворный эффект.   

 

Утро зовёт

Раннее утро зовёт, как труба,

В строй боевой, и яростный луч

Стремится в ладонь, как булава,

Горяч, немилостив и могуч.

 

Эта поступь ясного утра  

Тяжелее поступи Командора -

В бой с тенями иди, наша Мудрость,

С волей и силой природных Геномов.

 

Итак, поэты должны понимать, что стихи явление сначала лингвистическое, а потом уже поэтическое, поэтому овладение инерцией синтаксиса для стихосложения – задача первая из основных. Уже затем идет задача соблюдения межкатренового ритма, который связывает катрены и выводит нас на Образ и его динамику – Сюжет.  

ЗИМНИЙ СУХАНОВ

Если хотим понять глубину и значимость нашей зимы – надо приобщиться к фило-софским вещам Суханова: Зима – это не сон и не смерть природы – это её внут-ренняя суровая и чистая Жизнь.

НОВИЧЕНКО: ЖИЗНЬ ТИТАНОВ

Кто хочет вспомнить о наших предках титанах, пусть приобретет нашу постерную серию.

НАИВНАЯ СЕРИЯ ОЛЬГИ ВОРОБЬЕВОЙ - ДЛЯ ДУШИ

Если на душе тяжело, если есть потребность вспомнить о детстве, о снах и мечтах, сказках и сказочных городах и временах, то эта серия развеет тяжелые думы и восстановит покой в душе возращением мира наива и чистоты.

ХРАМОВАЯ СЕРИЯ

Все пути ведут к храму, но о пути нужно помнить всегда – и дома в том числе. Храмовая живопись поможет возвращать память о высшем нашем предназначении и пути уже дома. Не все поместят икону, не у всех она есть, но простая в виде изображения храма как памятка о Дороге к Храму пусть будет у всех.

СУХАНОВ: МНОГИЕ ВАМ ЛЕТА!

Прими Лето в свою душу – это время жизни, роста и плодотворения. Если есть печали – забыть пе-ред холстами великолепного Суханова!

СЕРИЯ ВИТЛИФ - РОМАНТИКАМ

Кто хочет жить, проникаясь духом возвышенного и романтического, тому нельзя пройти мимо оп-тимистических картин Владимира Витлифа!

КУЛЕВ СЕРИЯ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АФГАНЕ

Тем – кому нужно помнить…

Серия ФЕХНЕР «Челябинск Советский»

Только эти гравюры помогут нам окунуться в советское прошлое Челябинска. Предельная близость к натуре с одновременной поэтизацией города – это серия Фехнера о послевоенном Челябинске. Где мы еще можем увидеть среди бела дня лишь две машины и двух прохожих на Воровского?

Серия ЧЕРКАСОВ «ВОСПОМИНАНИЯ О ЛЕНИНГРАДЕ, или Столица Дождя»

Эта серия будет хорошим подарком тому, кто помнит и любит Ленинград ещё советских времен. Великолепно передан дух тайны, всегда царящей в Ленинграде – Санкт-Петербурге. Стиль «дождевой» графики подчеркивает особенность Питера – быть Российской Столицей Дождя.

Серия КУЛЕВ «Подарю Вам весну»

Если весна Вас ещё не радует, возьмите в свой дом серию Кулева о Весне – она придёт.

Серия «Ткачев – поэт коллективного прорыва»

Если вы хотите сказать себе и своей команде – ВМЕСТЕ – ВСЁ ОСИЛИМ – то поэтическая серия Ткачева вам будет в помощь!

БУКОЛИЧЕСКАЯ СЕРИЯ

Прекрасное дыхание почвы, шелест листа в разностилевых, а от этого обогащающих друг друга, серии картин, которые дадут Вашему Дому, офису не только стиль, но и дыхание настоящего искусства.

ЯКИВЕЦ. Серия SACRUM
Авторская серия

Тем, кто чувствует сакральное и хочет Свой Дом облагородить Вечным, нельзя пройти мимо этой серии

промарт Галереи – нашим промышленникам
серия НАВЕЧНО ГИГАНТЫ

Серия великолепно впишется в кабинет промышленника, создавая духоподъемное настроение для сотрудников
Выставка пром.плаката

Выставка ПромПлаката из коллекции Н. Перевозчикова

Видеорепортажи

Видеорепортажи

Art-кинотека Галереи
Art-кинотека Галереи

Art-кино

Art-студия

Фонотека Галереи

Песни на стихи Перевозчикова
Песни на стихи Перевозчикова

Библиотека Галереи
Библиотека Галереи


Фотохроника

Лица и краски

Люди и титулы

Вдохновись
искусством природы!

Изучи натуру