Межкатреновый ритм

Печать

Автор: Родионов Р. Категория: Студия art-экспертизы Artэкс

1. Синтаксическая законченность катрена

Чтобы очевидность основного положения стала очевидной, обратимся к обратным примерам.

Итак, катрен характеризуется рифмами. Но если катрен будет ограничиваться рифмой, то он распадётся. Катрен должен объединяться синтаксически и тематически. Это значит катрен должен быть равен одному предложению, в котором заложена одна тема. 

Возьмём обратный пример, когда синтаксис отдельных предложений не сливаясь, не дает катрена, несмотря на попытки рифмы его сделать. То есть энергия индивидной несоединённости синтаксиса сильнее рифмы! А если еще в предложении разные темы, то рифма просто не справится с созданием катрена.    

 

На Майдане жгут покрышки.

Точит нож наш повар Вася.

Как замучили нас мыши!

Помолитесь, братья, Спасу!

 

Формально перед нами катрен с перекрестной рифмовкой. Но он являет собой коллажную бессмыслицу, которую так любят люди, которые не умеют писать, у которых нет мыслей, но которыми весело манипулировать картинками, а потом обвинять читателей в том, что они глухи к поэзии и не понимают сложных смыслов. Причем сочинять формальные катрены не представляется труда. Возьмём пример – с нуля.  

 

Мой компьютер глух к страданиям души.

Изморозь ползёт через стекло.

Эй, товарищ, не спеши

Бегать по морозу нагишом.

 

Объясняется коллажность тем, что катрен представляет из себя несколько предложений. А нужно, чтобы катрен равнялся одному предложению. Тогда возникнет законченный фрагмент общей картины стихотворения.   

Это, несомненно, составляет уже сложность, которая требует мастерства. Но это и первый технический тест. Если автор сумеет уложить катрен в предложение – у него есть шанс писать стихи.

Причина, почему это надо сделать заключается в ритмике катрена. Точка, завершение предложения, это пауза, а пауза – явление ритмическое – она останавливает течение стиха. Если его остановить – то значит разорвать. Разрыв – это остановка не по ожиданию, внезапно, не по размерности стиха. Катрен не случайно стал первичным элементом стиха, его кирпичом: он укладывает в себя не только предложение, не только информационно-образную порцию, которую способен «переварить» мозг, но и дыхательный цикл. Это значит любое членение фактически разрушает катрен.  

 

2. Межкатреновый переход

Целостный катрен законченностью создаёт эффект нового ожидания, что влечет к следующему катрену. Возникает межкатреновый ритм, который тоже составляет суть стихотворения.   

Стихотворение – это не только рифмы в катрене, но и общий ритм стихотворения, который заключается в поступательной переходе от катрена к катрену. Поэтому если внутри катрена сбивается ритм, то возникает общий диссонанс. Поэтому умение вписать катрен в одно предложение – ключевое умение. Тогда возникает умение «говорить стихами». Сочиняем на ходу, стараясь показать эффект ожидания после законченного катрена следующего катрена. И тогда уже возникает, если не стихотворение, а стихотворный эффект.   

 

Утро зовёт

Раннее утро зовёт, как труба,

В строй боевой, и яростный луч

Стремится в ладонь, как булава,

Горяч, немилостив и могуч.

 

Эта поступь ясного утра  

Тяжелее поступи Командора -

В бой с тенями иди, наша Мудрость,

С волей и силой природных Геномов.

 

Итак, поэты должны понимать, что стихи явление сначала лингвистическое, а потом уже поэтическое, поэтому овладение инерцией синтаксиса для стихосложения – задача первая из основных. Уже затем идет задача соблюдения межкатренового ритма, который связывает катрены и выводит нас на Образ и его динамику – Сюжет.